Уже в следующем году на дорогах Москвы появятся первые беспилотные автомобили. Как стало известно "Газете.Ru", по столице начнут ездить коммерческие "ГАЗели" и Hyundai. Они будут перевозить грузы самостоятельно, но пока под присмотром человека. Как беспилотники помогут улучшить нашу жизнь? И какие угрозы таят в себе новые технологии? Об этом Александр Андреев беседует в эфире "Вестей ФМ" с директором Центра информационных и интеллектуальных систем Федерального государственного унитарного предприятия НАМИ Денисом Ендачевым.
Андреев: Что стало отправной точкой, ваша разработка, которую вы демонстрировали на Московском международном автосалоне? Это беспилотный, без водителя, мини-автобус под названием "Шаттл", который вскоре будет возить пассажиров, причем там просто в принципе нет места для водителя, там места только для пассажиров. Скажите, где такой автобус сможет применяться, и на каких скоростях он будет двигаться?
Ендачев: Мы эту работу вели целый год. Мы разработали этот автобус, и его планируем уже запустить на первые дороги общего пользования в 2018 году, к чемпионату мира 2018 года. Действительно, это было смелое решение, когда мы не стали применять никакие классические решения, когда присутствует рулевое управление, педали, мы поступили таким амбициозным способом - сделали автобус, в котором нет вообще органов управления, все управление осуществляется с помощью мобильного телефона. Пользователь может этот автобус вызвать как обычное такси. Конечно, первые проезды, испытания мы будем проводить на закрытых территориях, это будет, возможно, ВДНХ, возможно, Сколково, какие-то еще площади, где будет ограничено движение. У нас большие планы по этому проекту, он достаточно интересный. Сейчас мы работаем на скоростях 25-30 километров в час, пока этого достаточно для тех территорий, на которые планируется выезд в 2018 году. Но, в принципе, транспортное средство, которое мы разработали, способно выходить на большие скорости - 60 и 70 километров в час.
Андреев: Разработки проводятся вместе с "КамАЗом"?
Ендачев: Да, разработки проводятся в НАМИ. Создана команда инженеров, специалистов, разработчиков, специалистов по алгоритму, специалистов по программному обеспечению. И, конечно, у нас есть партнеры, в первую очередь - КамАЗ, организация, которая помогает и ведет с нами разработки, КамАЗ является производственным партнером, он будет производить данное транспортное средство.
Андреев: Вы сказали, что ваша разработка будет использоваться по крайней мере в первое время на закрытых территориях, скажите, насколько это важно, и что это меняет при разработке?
Ендачев: Здесь у нас будет заведомо известен некий набор маршрутов, по которым он будет передвигаться, плюс закрытые территории - это некие малые скорости - до 30-40 километров в час, плюс четко известна инфраструктура: мы знаем все дорожное покрытие, мы знаем обстановку вокруг движения автомобиля, его траекторию, это немножко упрощает задачу автопилотирования. Это позволяет более точно, более надежно, более безопасно организовать движение в режиме автопилотирования.