ФГУП «НАМИ»
Государственный научный центр
Российской Федерации
ул. Автомоторная, д. 2
Автор(ы):
Котиев Георгий Олегович, д-р техн. наук, профессор
заведующий Кафедрой СМ10 «Колёсные машины»1
Падалкин Борис Васильевич, канд. техн. наук, доцент
Первый проректор, проректор по учебной работе1
Харитонов Сергей Александрович, канд. техн. наук, доцент
Кафедра СМ9 «Многоцелевые гусеничные машины и мобильные роботы»1
Аффилиация:
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)», г. Москва 105005, Российская Федерация
Образец цитирования:
Котиев Г.О., Падалкин Б.В., Харитонов С.А. Синтез кинематических схем электротрансмиссий гусеничных машин, обладающих двумя степенями свободы // Труды НАМИ. – 2020. – № 1 (280). – С. 6–19.
Статья поступила:
22.10.2019
Опубликовано:
19.03.2020
Аннотация:
Введение. В настоящее время значительно возрос интерес к электрическому приводу транспортных машин. Это касается как колёсных, так и гусеничных машин. Особенность любой гусеничной машины (ГМ) заключается в том, что её трансмиссия должна обеспечивать помимо прямолинейного движения ещё и поворот машины за счёт рассогласования скорости перематывания гусениц левого и правого бортов.
Методология и методы.В статье предложена методика синтеза планетарных механизмов, обладающих двумя степенями свободы и предназначенных для использования в составе электротрансмиссий однозвенных гусеничных машин.
Результаты и научная новизна. В результате использования предложенной методики были синтезированы кинематические схемы планетарных механизмов, состоящих из двух планетарных рядов и обеспечивающих как прямолинейное, так и криволинейное движение однозвенных гусеничных машин.
Практическая значимость. Полученные кинематические схемы позволят разработать электротрансмиссии, обеспечивающие наиболее эффективное использование мощности источников энергии как в режиме прямолинейного, так и криволинейного движения.
Ключевые слова:
гусеничная машина
трансмиссия
планетарный ряд
электромашина
Список использованных источников:
1. Красненьков В.И., Вашец А.Д. Проектирование планетарных механизмов транспортных машин. – М.: Машиностроение, 1986. – 273 с.
2. Транспортные машины с газотурбинными двигателями / Н.С. Попов, С.П. Изотов, В.В. Антонов и др.; Под общ. ред. Н.С. Попова; 2-е изд., перераб. и доп. – Л.: Машиностроение, Ленинград. отд-ние,1987. – 259 с.
3. Нагайцев М.М., Фисенко И.А., Харитонов С.А. Этапы и перспективы развития автоматических гидромеханических передач легковых автомобилей // Труды НАМИ. – 2014. – № 258. – С. 52–74.
4. Harald Naunheimer, Bernd Bertsche, Joachim Ryborz, Wolfgang Novak. Automotive Transmissions. Fundamentals, Selection, Design and Application. Second Edition. – Springer: Heidelberg, Dordrecht, London, New York, 2011. – 715 р.
5. Харитонов С.А., Нагайцев М.В. Основы планов угловых скоростей трёхстепенных планетарных коробок передач, обеспечивающих шесть передач переднего хода // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. – 2014. – № 4. – С. 44–54.
6. Харитонов С.А., Нагайцев М.В. Основы планов угловых скоростей трёхстепенных планетарных коробок передач, обеспечивающих семь передач переднего хода // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. – 2014. – № 5. – С. 55–61.
7. Харитонов С.А., Нагайцев М.В. Основы планов угловых скоростей трёхстепенных планетарных коробок передач, обеспечивающих восемь передач переднего хода // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. – 2015. – № 1. – С. 76–82.
8. Харитонов С.А., Нагайцев М.В. Основы планов угловых скоростей трёхстепенных планетарных коробок передач, обеспечивающих девять и десять передач переднего хода // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. – 2015. – № 2. – С. 72–80.
Полный текст: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=26733
Автор(ы):
Юрлин Дмитрий Владимирович, инженер-конструктор 1 категории1
Бахмутов Сергей Васильевич, д-р техн. наук, профессор
Заместитель генерального директора по науке1
Кулагин Виктор Александрович, инженер-конструктор 2 категории1
Аффилиация:
1ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», г. Москва 125438, Российская Федерация
Образец цитирования:
Юрлин Д.В., Бахмутов С.В., Кулагин В.А. Базовые алгоритмы управления жёсткостью пневмоэлементов подвески автомобиля // Труды НАМИ. – 2020. – № 1 (280). – С. 20–35.
Статья поступила:
20.01.2020
Опубликовано:
19.03.2020
Аннотация:
Введение. Статья посвящена описанию базовых алгоритмов управления жёсткостью пневматических упругих элементов подвески автомобиля, обладающих двумя значениями жёсткости с регулировкой путём отключения части рабочего объёма. Данная схема реализации изменяемой жёсткости подвески легковых автомобилей активно внедряется у мировых лидеров отрасли. Она позволяет обеспечить быстрое изменение жёсткости упругого элемента без существенных затрат энергии, без значительного увеличения массы и компоновочного объёма систем подрессоривания.
Цель исследования – является повышение комфортности и безопасности движения легковых автомобилей за счёт изменения свойств компонентов системы подрессоривания согласно текущим условиям движения.
Методология и методы. Для достижения вышеуказанной цели проведена разработка логики управления регулируемыми системами подвески, позволяющей создать алгоритм для программного обеспечения систем управления подрессориванием. Представлены блок-схемы алгоритмов переключения общего режима работы подвески и текущего управления жёсткостью упругих элементов для манёвров: смена полосы, волновая дорога, торможение и поворот. Блок-схемы представлены в формате развития сложности логики – от самых простых до непрерывно реагирующих на окружающую обстановку.
Результаты и научная новизна. Для рассмотренных общих режимов работы подвески представлены результаты компьютерного моделирования с алгоритмами текущего управления жёсткостью упругих элементов для ряда манёвров. Результаты моделирования показывают эффективность системы пневматических упругих элементов подвески с изменяемой жёсткостью. Работа данной системы обеспечивает значительное снижение вибронагруженности пассажиров, а также значимое повышение устойчивости автомобиля.
Практическая значимость. Разработанные логические схемы позволят создать программу по управлению подвеской автомобиля, повышающую его эксплуатационные свойства.
Ключевые слова:
подвеска автомобиля
регулируемая система подрессоривания
пневматическая подвеска
алгоритм управления подвеской
Список использованных источников:
1. Yurlin D. Intelligent systems of the vehicles’ suspension / IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. – Vol. 315, conference 1.
2. Chokor A., Talj R., Charara A., Shraim H., Francis C. Active suspension control to improve passengers comfort and vehicle’s stability / Proc. IEEE 19th Int. Conf. Intell. Transp. Syst. (ITSC). – Nov. 2016. – P. 296–301.
3. Sun L.Q., Li Z.X., Shen X.F. et al. Simulation and test study on dynamic characteristic of air spring with auxiliary chamber / Proceedings of the 2nd International Conference on Systems Engineering and Modeling. – Taiwan, China: Cheng Shi University in Kaohsiung, 2013: 648–650.
4. Шелгинских И.Н. Рациональное демпфирование в системе подрессоривания для обеспечения устойчивости автомобиля при высокоскоростном маневрировании // Труды НАМИ. – 2019. – № 1 (276). – С. 55–63.
5. Yurlin D., Bakhmutov S. and Girutskiy O. Basic principles of vehicle suspension control / 2019 IOP Conf. Ser.: Mater. Sci. Eng. – 534 012014.
6. Yuexia C., Long C., Ruochen W., Xing X., Yujie S., Yan-ling L. Modeling and test on height adjustment system of electrically-controlled air suspension for agricultural vehicles // International Journal of Agricultural and Biological Engineering. – 2016. – Vol. 9. – No. 2. – P. 40.
7. Hamza S., Anstett-Collin F., Li Q., Denis-Vidal L., Birouche A., Basset M. Dynamic sensitivity analysis of a suspension model / 13th International Symposium on Advanced Vehicle Control, AVEC’16, 13-16.09.2016. – Munich, Germany, hal01361082.
8. Бахмутов С.В., Юрлин Д.В. Моделирование активных систем подвески автомобиля методом комплексной модели с внешним описанием систем управления // Труды НАМИ. – 2017. – № 2 (269). – С. 6–15.
9. ГОСТ 31507-2012 Управляемость и устойчивость. Технические требования, методы испытаний. – Введ. 2013-09-01. – М.: Стандартинформ, 2013. – 57 с.
10. ГОСТ 31191.1-2004 (ИСО 2631-1:1997) Вибрация и удар. Измерение общей вибрации и оценка её воздействия на человека. – Введ. 2008-07-01. – М.: Стандартинформ, 2010. – 28 с.
11. Nahvi H., Nor M.J.M., Fouladi M.H. and Abdullah S. Evaluating Automobile Road Vibrations Using BS 6841 and ISO 2631 Comfort Criteria / 1st Regional Conference on Vehicle Engineering & Technology. – Kuala Lumpur, Malaysia, 3-5 July 2006.
12. Шелгинских И.Н. Анализ измерителей плавности хода и безопасности движения, применяемых в управляемой системе подрессоривания автомобиля // Труды НАМИ. – 2018. – № 4 (275). – С. 98–104.
13. Pazooki A., Rakheja S., Cao D. Modeling and validation of off-road vehicle ride dynamics // Mech. Syst. Signal Process. – 28 (2012). – P. 679–695.
14. Волченко Т.С. Оптимизация параметров виброзащиты грузовых автотранспортных средств по критерию минимума динамических нагрузок / ФГОБУ ВПО «Южно-уральский государственный университет» (НИУ). – Челябинск: ОАО «КАМАЗ», 2014. – КАМАЗ-5308
Полный текст: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=26733
Автор(ы):
Малиновский Михаил Павлович, канд. техн. наук, доцент
Кафедра тягачей и амфибийных машин1
Смолко Евгений Сергеевич, студент
Конструкторско-механический факультет1
Аффилиация:
1ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», г. Москва 125319, Российская Федерация
Образец цитирования:
Малиновский М.П., Смолко Е.С. Применение итерационного метода при расчёте тормозных свойств седельного автопоезда с учётом перераспределения вертикальных реакций // Труды НАМИ. – 2020. – № 1 (280). – С. 36–47.
Статья поступила:
01.11.2019
Опубликовано:
19.03.2020
Аннотация:
Введение. Одним из основных этапов проектирования транспортных средств специального назначения является расчёт тормозной системы. При расчёте тормозных показателей по динамической характеристике строится тормозная диаграмма в виде графика зависимости замедления, тормозного давления или удельной тормозной силы от времени. На каждой оси сравниваются максимальная тормозная сила и предел по сцеплению. Затем определяются время нарастания давления и тормозной путь.
Цель исследования – выявить недостатки интегрального метода расчёта тормозного пути и провести необходимые уточнения.
Методология и методы. Известны интегральный и итерационный методы расчёта тормозного пути по тормозной диаграмме. Более точных результатов можно достичь, применив итерационный метод на каждом шаге дифференцирования. Однако при проектировочных и оценочных расчётах достаточно точности, которая обеспечивается интегральным методом с учётом приведённых в настоящей статье уточнений. Время нарастания давления в пневматическом тормозном приводе определяется с использованием метода линейной аппроксимации.
Результаты и научная новизна. В ходе исследований установлено, что в традиционном интегральном методе не учитывается зависимость времени реализации сцепления от коэффициента сцепления, массы груза, перераспределения вертикальных реакций под действием замедления и высоты центра масс звеньев автопоезда. Кроме того, не учитываются соотношение максимальной тормозной силы и предела по сцеплению, а также влияние типоразмера тормозных камер и коэффициента трения между фрикционными поверхностями тормозных механизмов. Авторами предложена новая уточнённая методика расчёта тормозных свойств.
Практическая значимость. Результаты исследований необходимо учитывать при разработке тормозных систем, систем автоматического экстренного торможения и систем автономного управления, а также их можно использовать в учебном процессе.
Ключевые слова:
транспортные средства специального назначения
пневматический тормозной привод
тормозная диаграмма
время быстродействия
тормозной путь
антиблокировочный цикл
нелинейная функция
перераспределение вертикальных реакций
Список использованных источников:
1. Малиновский М.П. Психическая напряжённость в транспортном потоке: причины, следствия, меры противодействия // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2018. – № 4. – С. 3.
2. Кристальный С.Р., Попов Н.В., Фомичёв В.А. Проблемы функционирования антиблокировочных систем автомобилей, оснащённых шипованными шинами // Вестник МАДИ. – 2012. – Вып. 2. – С. 10а–17.
3. Иванов А.М., Кристальный С.Р., Попов Н.В. Системы автоматического экстренного торможения: монография. – М.: МАДИ, 2018. – 180 с.
4. Кристальный С.Р., Топорков М.А., Фомичёв В.А., Попов Н.В. Критерии оценки эффективности действия систем электронного контроля устойчивости автомобилей // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2015. – № 2. – С. 2.
5. Петренко А.М. Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Теория специальных транспортных средств». Ч. 1. – М.: МАДИ, 2003. – 54 с.
6. Малиновский М.П. Итерационный метод расчёта антиблокировочного цикла // Автомобильная промышленность. – 2011. – № 5. – С. 33–35.
7. Гладов Г.И., Петренко А.М. Специальные транспортные средства: Теория: учебник / под ред. Г.И. Гладова. – М.: Академкнига, 2006. – 215 с.
8. Жуков И.С., Дыгало В.Г. Оценка тепловой нагруженности пар трения автоматизированной тормозной системы автомобиля // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. – 2018. – № 3. – С. 147–152.
9. Павлов В.В. Проектировочные расчёты транспортных средств специального назначения (ТССН): учебное пособие. – М.: МАДИ, 2014. – 116 с.
10. Ахметшин А.М., Рязанцев В.А. Исследования процесса торможения автомобиля с АБС // Журнал автомобильных инженеров. – 2015. – № 1. – С. 16–19.
11. Балакина Е.В., Сарбаев Д.С К вопросу об определении коэффициента продольного скольжения колеса // Автомобильная промышленность. – 2018. – № 10. – С. 25–27.
12. Дыгало В.Г., Ревин А.А. Общие принципы формирования полунатурных моделей при проектировании тормозной системы автомобиля с АБС // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Наземные транспортные системы. – 2013. – Т. 7, № 21. – С. 10–16.
13. Борисов С.В., Камитов М.С., Осипов В.И. Оптимизация параметров амортизатора // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2016. – № 2. – C. 1.
14. Малиновский М.П., Ролдугин В.Д., Кулешова Н.А. Расчёт быстродействия пневматического тормозного привода на колёсных транспортных средствах специального назначения // Вестник МАДИ. – 2016. – Вып. 4. – С. 68–74.
Полный текст: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=26733
Автор(ы):
Жестков Максим Николаевич,
специалист центра технической поддержки1
Сазонова Марина Леонидовна,
специалист1
Шмелёв Владимир Васильевич,канд. техн. наук
руководитель центра технической поддержки1
Валеев Данис Хадиевич,канд. техн. наук, доцент
главный конструктор2
Карабцев Владимир Сергеевич,
главный специалист НТЦ2
Ильясов Фарид Гайнуллович,
главный специалист НТЦ2
Русаков Владимир Витальевич,
инженер-конструктор НТЦ2
Аффилиация:
1ООО «ТЕСИС», г. Москва 125083, Российская Федерация
2ПАО «КАМАЗ», г. Набережные Челны 423827, Российская Федерация
Образец цитирования:
Жестков М.Н., Сазонова М.Л., Шмелёв В.В., Валеев Д.Х., Карабцев В.С., Ильясов Ф.Г., Русаков В.В. Методика моделирования гидродинамических процессов в картере ведущего моста автомобиля семейства «КАМАЗ» // Труды НАМИ. – 2020. – № 1 (280). – С. 48–57.
Статья поступила:
02.12.2019
Опубликовано:
19.03.2020
Аннотация:
Введение. Повышение энергоэффективности, экологичности и безопасности колёсных транспортных средств – три основных тренда совершенствования их конструкций. Высокий уровень потребительских свойств автомобиля зависит от технического уровня всех его компонентов, в том числе и от технико-экономических показателей ведущих мостов. Функциональные и технические характеристики ведущих мостов определяют важнейшие эксплуатационные свойства автомобиля. В первую очередь – тяговые и динамические показатели, топливную экономичность, уровни шума, плавность хода, опорную проходимость, и другие характеристики. Известно, что почти все указанные свойства в значительной степени определяются конструктивным исполнением, режимами смазки вращающихся деталей и характеристиками трансмиссионного масла. Традиционно исследования условий работы механизмов ведущего моста и его системы смазки выполняются в условиях лабораторных и стендовых испытаний. Однако в последние годы в практике проектирования автомобильной техники всё большее применение находят технологии «цифровых испытаний», или компьютерного моделирования.
Цель исследования – разработка методики компьютерного моделирования гидродинамических процессов смазки в картере ведущего моста с использованием программного комплекса FlowVision.
Методология и методы. При разработке методики использовались классические уравнения гидродинамики в форме уравнений Навье-Стокса, методы численного решения уравнений в частных производных и компьютерного моделирования динамики сплошной среды.
Результаты и научная новизна. Результатом выполненной работы является разработанная методика. Научную новизну работы представляет новый метод решения актуальной проблемы с использованием технологии компьютерного моделирования.
Практическую значимость. Разработанная методика позволит сократить объёмы натурных испытаний при разработке и оптимизации систем смазки агрегатов трансмиссии.
Ключевые слова:
программный комплекс FlowVision
модель течения
математическая модель
трансмиссия
сателлиты
граничные условия
гидродинамические процессы в картере ведущего моста
Список использованных источников:
1. Яскевич З. Ведущие мосты / Пер. с польск. Г.В. Коршунова. – М.: Машиностроение, 1985. – 600 с.: ил.
2. Горобцов А.С., Долотов А.А., Клементьев Е.В., Ляшенко М.В., Потапов П.В., Шеховцов В.В. Испытательный стенд для исследования условий работы механизмов ведущего моста грузового автомобиля // Известия ВолгГТУ. Сер. Наземные транспортные системы. Вып. 11. – 2015. – № 5 (165). – C. 10–13.
3. Маломыжев О.Л., Федотова Н.Е., Медведева И.С., Прокопьев И.С. Математическая модель принудительных систем смазки сельскохозяйственных машин и оборудования // Тракторы и сельхозмашины. – 2016. – № 4. – С. 48–51.
4. Маломыжев О.Л., Федотова Н.Е., Скутельник В.В. Метод расчёта подач масла к деталям агрегатов сельскохозяйственных машин // Тракторы и сельхозмашины. – 2016. – № 12. – С. 19–22.
5. Шуханов С.Н., Маломыжев О.Л., Федотова Н.Е. Расчёт расходов масла в агрегатах трансмиссий энергонасыщенных тракторов сельскохозяйственного назначения с принудительной системой смазки // Вестник АПК Верхневолжья. – 2017. – № 2. – С. 75–78.
6. Jinning Li, Zeyu Ma, Ming Jiang, Yunqing Zhang and LiWan. Optimized design of the flow network in the lubrication system for the heavy vehicle transmission // Advances in Mechanical Engineering. – 2017. – Vol. 9 (4). – Р. 1–16.
7. Qianlei Peng, Liangjin Gui & Zijie Fan. Numerical and experimental investigation of splashing oil flow in a hypoid gearbox // Engineering Applications of Computational Fluid Mechanics. – 2018. – Vol. 12. – No. 1. – Р. 324–333.
Полный текст: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=26733
Автор(ы):
Громоздин Валентин Владимирович, канд. техн. наук
заместитель директора по техническому развитию1
Гринько Александр Александрович,
заместитель директора по оценке соответствия1
Аффилиация:
1 Севастопольский «Испытательный центр «Омега» – филиал ФГУП НИИР, г. Севастополь 299053, Российская Федерация
Образец цитирования:
Громоздин В.В., Гринько А.А. Анализ методов бесфазной фильтрации при механических испытаниях элементов автотранспортных средств на ударное воздействие // Труды НАМИ. – 2020. – № 1 (280). – С. 58–66.
Статья поступила:
25.12.2019
Опубликовано:
19.03.2020
Аннотация:
Введение. Механические испытания на удар автомобильных систем вызова экстренных служб, проводимые с целью определения устойчивости к воздействию перегрузок, возникающих при столкновении транспортного средства, и проверки возможности автоматического определения момента аварии, требуют в качестве средства измерений характеристик ударного воздействия измерительной системы по классу частотных характеристик (КЧХ) КЧХ60 или КЧХ180. Из всего перечня требований к такой измерительной системе отдельно выделяется ряд требований к низкочастотной фильтрации, которая осуществляется бесфазным фильтром Баттерворта 4-го порядка.
Цель исследования является анализ возможных ограничений, возникающих при использовании эмпирического метода привязки транспонированных данных перед стартом и после окончания сбора данных, приведённого в документе ISO 6487, разработанном Международной организацией по стандартизации, на который опираются отечественные нормативные документы, регламентирующие испытания на ударное воздействие, а также в документе SAE J 211-1, разработанном Сообществом автомобильных инженеров.
Методология и методы. Методом исследования является представление шумового аддитивного сигнала, сопровождающего ударное воздействие, в виде детерминированного синусоидального сигнала с начальной фазой, при которой происходит максимальный паразитный выброс результирующего сигнала, анализ природы его возникновения с целью последующей минимизации.
Результаты и научная новизна. Результатом проведённой работы являются выявленные недостатки регламентируемых в ISO 6487 и SAE J 211-1 методов принудительной привязки транспонированных данных перед стартом и после окончания сбора данных и возможные при этом ограничения. Научной новизной является предложенный метод дополнительного сдвига транспонированных дополнительных данных, существенно снижающий влияние возникающих переходных процессов, аналитические выражения и алгоритм реализации предложенного метода, обеспечивающие минимизацию паразитных выбросов результирующего импульса ударного ускорения при проведении испытаний.
Практическая значимость результатов работы состоит в повышении достоверности результатов испытаний путём сравнения формы ударного импульса, отфильтрованного по методам ISO 6487 и SAE J 211-1, а также с учётом предложенного в данной работе метода с последующим исключением паразитной составляющей.
Ключевые слова:
ударный импульс
низкочастотная фильтрация
транспортное средство
переходной процесс
Список использованных источников:
1. ISO 6487. Road vehicles. Measurement techniques in impact tests. Instrumentation.
2. ГОСТ Р 41.17-2001 (Правила ЕЭК ООН № 17). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении прочности сидений, их креплений и подголовников (с Изменением № 1). – Введ. 2002–01–01. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2002. – 37 с.
3. Правила ЕЭК ООН № 144. Единообразные предписания, касающиеся систем вызова экстренных служб (СВЭС). URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/main/wp29/wp29regs/2018/R144r.pdf (дата обращения: 25.12.2019).
4. ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств».
5. ГОСТ 33464-2015. Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Устройство/система вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования. – Введ. 2017–01–01. – М.: Стандартинформ, 2017. – 92 с.
6. ГОСТ Р 54620-2011. Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Автомобильная система/устройство вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования (срок действия до 31.12.2019). – Введ. 2012–09–01. – М.: Стандартинформ, 2013. – 67 с.
7. ГОСТ 33469-2015. Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы испытаний автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям по определению момента аварии. – Введ. 2017–01–01. – М.: Стандартинформ, 2017. – 88 с.
8. ГОСТ Р 51371-99. Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на воздействие ударов. – Введ. 2000–07–01. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2000. – 28 с.
9. SAE J 211-1: 2014. Instrumentation for impact test – part 1 – Electronic instrumentation.
Полный текст: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=26733
Автор(ы):
Сонкин Валерий Иосифович, инженер
заведующий научно-исследовательским отделом ДВС с искровым зажиганием центра «Энергоустановки»1
Аффилиация:
1 ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», г. Москва 125438, Российская Федерация
Образец цитирования:
Сонкин В.И. Проблемы бензинового двигателя с высоким наддувом: турбо лаг. Часть 2 // Труды НАМИ. – 2020. – № 1 (280). – С. 67–77.
Статья поступила:
17.07.2019
Опубликовано:
19.03.2020
Аннотация:
Введение.Понижение размерности (рабочего объёма) и одновременный наддув бензинового двигателя внутреннего сгорания (ДВС) для сохранения или улучшения ездовых качеств легкового автомобиля является популярным направлением развития мирового автостроения, направленным на значительное (до 20–30%) снижение расхода топлива и выбросов СО2. Практическая реализация этой концепции требует решения ряда проблем, наиболее трудной из которых является ухудшение ездовых качеств автомобиля из-за турбо лага.
Методология и методы. Обзор причин и мероприятий, позволяющих минимизировать турбо лаг при понижении размерности ДВС, базируется на сравнительном анализе результатов экспериментальных и расчётных исследований турбо лага, приведённых в зарубежных и отечественных публикациях за последние несколько лет.
Результаты и научная новизна. Впервые обобщены и систематизированы основные причины возникновения турбо лага в бензиновом двигателе при понижении его размерности, а также факторы, позволяющие его устранить или уменьшить. Лучшей комбинацией технологий ДВС, позволяющей уменьшить турбо лаг, остаются непосредственный впрыск бензина и регулируемый клапанный привод. Обе технологии повышают наполнение благодаря охлаждению заряда, первая – за счёт испарения топлива в цилиндре, вторая – вследствие продувки камеры сгорания. Оценена эффективность новых технологий ДВС: разделения периода выпуска, рекомпрессии, переохлаждения наддувочного воздуха. Для экстремального понижения размерности рекомендован комбинированный турбонаддув с механическим или электрическим нагнетателем. Последний совместим с электрификацией силового привода и позволяет ДВС работать практически без турбо лага, с пониженными на 25–33% расходом топлива и выбросами СО2.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов работы при выборе схемы и конструктивных решений для перспективного бензинового двигателя пониженной размерности.
Ключевые слова:
бензиновый двигатель
пониженная размерность
турбо лаг
высокий наддув
турбонаддув
механический наддув
электрический наддув
непосредственный впрыск
задержка отклика
расход топлива
Список использованных источников:
1. Сонкин В.И. Проблемы бензинового двигателя с высоким наддувом: турбо лаг. Часть 1 // Труды НАМИ. – 2019. – № 4 (279). – С. 70–81.
2. Catalog der “Automibil Revue”. – Berne, 2018. – 698 p.
3. Sherman D. BorgWarner’s dual-volute turbocharger enables first-ever 4-cylinder power for GM fullsize pickups // Information SAE 2018-09-10. – Р. 1–4.
4. Park S., Matsumoto T., Oda N. Numerical Analysis of Turbocharger Response Delay Mechanism // SAE Technical Paper. – 2010. – № 2010-01-1226. – Р. 1–12.
5. Кутенёв В.Ф., Сонкин В.И. Бензиновые двигатели: тенденции развития // Труды НАМИ. – 2017. – № 1 (268). – С. 6–21.
6. Ito N., Ohta T., Kono R., Arikawa S., Matsumoto T. Development of a 4-Cylinder Gasoline Engine with a Variable Flow Turbo-charger // SAE Technical Paper. – 2007. – № 2007-01-0263. – Р. 1–12.
7. Ханин Н.С., Озимов П.Л. Исследование способов количественного регулирования турбин автомобильных турбокомпрессоров // Труды НАМИ. – 1971. – Вып. 127. – С. 3–23.
8. Wurms R., Jung M., Adam S., Dengler S., Heiduk T., Eiser A. Innovative Technologies in Current and Future TFSI Engines from Audi / 20th Aachen Colloquium Automobile and Engine Technology. – 2011.
9. Bassett M., Hall J., Cains T., Underwood M., Wall R., Richards B. Dynamic Downsizing Gasoline Demonstrator // SAE Int. J. Engines. – 10(3):2017. – Р. 1–9. – DOI: 10.4271/2017-01-0646.
10. Amann M., Ouwenga D. Engine Parameter Optimization for Improved Engine and Drive Cycle Efficiency for Boosted, GDI Engines with Different Boosting System Architecture // SAE Technical Paper. – 2014. – № 2014-01-1204. – Р. 1–10.
11. McBroom S., Smithson R.A., Urista R., Chadwell C. Effects of Variable Speed Supercharging Using a Continuously Variable Planetary on Fuel Economy and Low Speed Torque // SAE Technical Paper. – 2012. – № 2012-01-1737. – Р. 1717–1728.
12. Wade R., Murphy S., Cross P., Hansen C. A Variable Displacement Supercharger Performance Evaluation // SAE Technical Paper. – 2017. – № 2017-01-0640. – Р. 1–12.
13. Аболтин Э.В., Ванин В.К. Современные направления развития систем наддува автомобильных двигателей // Труды НАМИ. – 2013. – Вып. 253. – C. 70–84.
14. Lumsden G., Nijeweme D.O., Fraser N., Blaxill H. Development of a Turbocharged Direct Injection Downsizing Demonstrator Engine // SAE Technical Paper. – 2009. – № 2009-01-1503. – Р. 1–13.
15. Fraser N., Blaxill H., Lumsden G., Bassett M. Challenges for Increased Efficiency through Gasoline Engine Downsizing // SAE Technical Paper. – 2009. – № 2009-01-1053. – P. 1–18.
16. Millo F., Mallamo F. The Potential of Dual Stage Turbocharging and Miller Cycle for HD Diesel Engines // SAE Technical Paper. – 2005. – № 2005-01-0221. – Р. 1–12.
17. Wetzel P.W., Trudeau J.P. New Supercharger for Downsized Engines // MTZ. – 2013. – № 02. – Vol. 74. – Р. 12–16.
18. Linsel J., Wanner S. Two-stage Supercharging with a Scroll-type Supercharger and an Exhaust Gas Turbocharger // MTZ. – 2015. – № 11. – Vol. 76. – Р. 18–23.
19. Turner J.W.G., Popplewell A., Patel R., Johnson T.R., Darnton N.J., Richardson S., Bredda S.W., Tudor R.J., Bithell C.I., Jackson R., Remmert S.M., Cracknell R.F., Fernandes J.X., Lewis A.G.J., Akehurst S., Brace C.J., Copeland C., Martinez-Botas R., Romagnoli A., Burluka A.A. Ultra Boost for Economy: Extending the Limits of Extreme Engine Downsizing // SAE Technical Paper. – 2014. – № 2014-01-1185. – P. 387–417.
20. Turner J., Popplewell A., Marshall D., Johnson T., Barker L., King J., Martin J., Lewis A.G.J., Akehurst S., Brace C.J., Copeland C.D. SuperGen on Ultraboost: Variable-Speed Centrifugal Supercharging as an Enabling Technology for Extreme Engine Downsizing // SAE Technical Paper. – 2015. – № 2015-01-1282. – Р. 1602–1615.
21. Boretti A. Super-Turbocharging the Gasoline Engine // SAE Technical Paper. – 2018. – № 2018-28-0007. – Р. 1–9.
22. Gödeke H., Prevedel K. Hybrid Turbocharger with Innovative Electric Motor // MTZ. – 2014. – Vol. 75. – № 03. – Р. 26–31.
23. King J., Fraser A., Morris G., Durrieu D. Electrification of a Downsized Boosted Gasoline Engine // MTZ. – 2012. – Vol. 73. – № 07. – Р. 12–18.
24. Bassett M., Vogler C., Hall J., Taylor J., Cooper A., Reader S., Gray K., Wall R. Analysis of the Hardware Requirements for a Heavily Downsized Gasoline Engine Capable of Whole Map Lambda 1 Operation // SAE Technical Paper. – 2018. – № 2018-01-0975. – Р. 1–10.
25. Birch S. Audi claims first production e-boosting on 2017 SQ7 // Article Automotive Engineering, 06-Mar-2016.
26. Fleiss M., Almkvist G., Burenius R., Björkholtz J. The Pneumatic Turbocharger Support System PowerPulse // MTZ. – 2016. – Vol. 76. – № 06. – Р. 10–15.
27. Азаров В.К., Кутенёв В.Ф., Сонкин В.И. Существует ли альтернатива дорогому электромобилю по выбросу вредных веществ и парниковых газов? // Журнал автомобильных инженеров. – 2013. – № 5 (82). – С. 10–14.
28. Cieslar D., Collings N., Dickinson P., Glover K., Darlington A. A Novel System for Reducing Turbo-Lag by Injection of Compressed Gas into the Exhaust Manifold // SAE Technical Paper. – 2013. – № 2013-01-1310. – Р. 1–8.
Полный текст: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=26733
Автор(ы):
Шабанов Александр Викторович, канд. техн. наук
эксперт Экспертного отдела1
Стручков Владимир Сергеевич,инженер
заведующий отделением экологии транспортных средств1
Соломин Вадим Алексеевич, инженер
заведующий лабораторией двигателей отделения экологии транспортных средств1
Ванин Владимир Константинович,инженер
и. о. начальника управления ДВС Центра «Энергоустановки»2
Аффилиация:
1 НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ», Московская область 141830, Дмитровский р-н, пос. Автополигон, Российская Федерация
2 ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», г. Москва 125438, Российская Федерация
Образец цитирования:
Шабанов А.В., Кондратьев Д.В., Соломин В.А., Ванин В.К. К вопросу снижения выбросов оксидов азота дизельными двигателями внутреннего сгорания // Труды НАМИ. – 2020. – № 1 (280). – С. 78–86.
Статья поступила:
07.08.2019
Опубликовано:
19.03.2020
Аннотация:
Введение. В статье рассмотрена проблема снижения выбросов оксидов азота, содержащихся в отработавших газах (ОГ) дизельных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) автотранспортных средств. Отмечено, что при контроле выбросов вредных веществ при эксплуатации транспортных средств важным является учитывать их локальное воздействие в населённых пунктах, расположенных у автотрасс. Для населённых пунктов, через которые проходят автотрассы, и особенно для водителей транспортных средств, существует проблема высокой загрязнённости среды азотосодержащими выбросами.
Цель исследования заключалась в анализе работы системы нейтрализации SCR-NH3 подачей мочевины в ОГ дизельных ДВС, а также исследование метода подачи мочевины за счёт её впрыскивания в цилиндры дизельного ДВС на такте выпуска газов.
Методология и методы. Исследования показали, что важнейшим фактором, определяющим эффективность процесса реакций нейтрализации на катализаторе дизельного ДВС, является термическое воздействие на протекание реакции. Основной вклад в суммарные выбросы NОх вносят режимы номинальной мощности ДВС и режимы максимального крутящего момента. Показана связь между значениями максимальных концентраций NOx при Мк.mах и Nе.mах на суммарные выбросы NOx по 13-ступенчатому циклу в соответствии с Правилами ООН № 49.
Результаты и научная новизна. Анализируются недостатки метода нейтрализации SCR-NH3. В связи с этим предложено совершенствование метода подачи мочевины и топлива в цилиндры дизельного ДВС при помощи двухканальной форсунки. Приведены дополнительные преимущества, которые можно получить при впрыскивании мочевины в цилиндры ДВС.
Практическая значимость. Представлены результаты расчёта температуры в цилиндре дизельного ДВС при максимальной и минимальной цикловой подаче дизельного топлива при частоте вращения коленчатого вала, соответствующей максимальному крутящему моменту. Приведённые значения температур показывают, что если осуществлять впрыскивание мочевины в цилиндр ДВС после завершения открытия выпускного клапана, то условия для процесса термолиза и гидролиза мочевины, а также восстановительных реакций будут благоприятны. Проанализирован метод нейтрализации выбросов NOx, содержащихся в дымовых газах тепловых станций, процесс очистки которых включает обработку раствором мочевины дымовых газов без применения катализаторов в интервале температур, близких к условиям цилиндра дизельного ДВС.
Ключевые слова:
отработавшие газы автомобилей
выбросы NOx
эффективность процесса реакций нейтрализации
испытательный цикл Правил ООН № 49
расчёт температуры в цилиндре ДВС
Список использованных источников:
1. Азаров В.К., Кутенёв В.Ф., Козлов А.В., Теренченко А.С. Анализ возможностей повышения энергетической эффективности и улучшения экологических показателей современного легкового автомобиля массового производства применением новых энергетических установок // Труды НАМИ. – 2012. – № 249. – С. 23–32.
2. Правила ООН № 49. Единообразные предписания, касающиеся подлежащих принятию мер по ограничению выбросов загрязняющих газообразных веществ и взвешенных частиц двигателями с воспламенением от сжатия и двигателями с принудительным зажиганием, предназначенными для использования на транспортных средствах: поправки серии 06 ООН. URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/main/wp29/wp29regs/2018/R049r6am6r.pdf (дата обращения: 07.08.2019).
3. Шабанов А.В., Соломин В.А., Ванин В.К. Экологическое нормирование выбросов вредных веществ ДВС с отработавшими газами грузовых автомобилей // Труды НАМИ. – 2019. – № 2 (277). – С. 68–76.
4. Шабанов А.В., Соломин В.А., Шабанов А.А. Способ повышения эффективности системы нейтрализации оксидов азота дизельного ДВС и эффективности его работы // Известия МГТУ МАМИ. – 2018. – № 4 (38). – С. 77–84.
5. Панчишный В.И. Нейтрализация оксидов азота в отработавших газах дизелей // Двигателестроение. – 2005. – № 2. – С. 35–42.
6. Демидов А.А., Надарейшвили Г.Г., Титченко А.Ю. Контроль концентрации аммиака в системах селективного восстановления оксидов азота дизелей // Механика машин, механизмов и материалов. – 2015. – № 3 (32). – С. 42–45.
7. Панчишный В.И., Воробьёв И.Ю. К вопросу моделирования систем нейтрализации автомобильных двигателей // Труды НАМИ. – 2018. – № 4 (275). – С. 23–37.
8. Кульчицкий А.Р. Исследование процессов образования и разработки методов снижения выбросов вредных веществ с ОГ дизелей внедорожных машин: дисс. … д-ра техн. наук. – Владимир: ВГУ, 2006. – С. 337.
9. Соломин В.А., Шабанов А.В., Шабанов А.А., Селезнёв А.А. Снижение содержания оксидов азота в отработавших газах бензинового двигателя корректировкой состава топливовоздушной смеси и последующей нейтрализацией продуктов сгорания в каталитическом нейтрализаторе // Автомобильная промышленность. – 2019. – № 2. – C. 7–13.
10. Способ управления впрыском мочевины в систему обработки оксидов азота с селективным каталитическим восстановлением: патент 2477374 Росс. Федерация. URL: http://www.findpatent.ru/patent/247/2477374.html (дата обращения: 07.08.2019).
11. Способ очистки дымовых газов от оксидов азота: патент 2314861 Росс. Федерация; заявл. 10.07.2006; опубл. 20.01.2008.
12. Шатров М.Г., Мальчук В.И., Дунин А.Ю., Езжев А.А. Способ совместной подачи растительных масел и дизельного топлива / Материалы международной научно-технической конференции ААИ, посвященной 145-летию МГТУ «МАМИ». Секция 2 «Поршневые и газотурбинные двигатели». – М.: 2010. – С. 42–49.
Полный текст: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=26733
Автор(ы):
Тетерин Максим Фёдорович,
главный специалист1
Халиуллина Айгуль Марселевна,магистрант2
Хлюпин Виктор Борисович,канд. техн. наук, доцент2
Аффилиация:
1 Научно-технический центр ПАО «КАМАЗ», г. Набережные Челны 423815, Российская Федерация
2 Кафедра «Автомобили, автомобильные двигатели и дизайн», Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Набережные Челны 423812, Российская Федерация
Образец цитирования:
Тетерин М.Ф., Халиуллина А.М., Хлюпин В.Б. Результаты мониторинга дизельного топлива в ходе эксплуатационных испытаний автомобилей КАМАЗ // Труды НАМИ. – 2020. – № 1 (280). – С. 87–93.
Статья поступила:
23.10.2019
Опубликовано:
19.03.2020
Аннотация:
Введение. Проблема применения в России суррогатного дизельного топлива (ДТ) в автомобильных двигателях стоит достаточно остро. Использование такого топлива приводит к ухудшению технико-экономических показателей двигателя и автомобиля, к увеличению выбросов оксидов азота в отработавших газах.
Цель исследования - определить качество заправляемого ДТ и исключение применения суррогатного ДТ для эксплуатации автомобилей КАМАЗ.
Методология и методы. Методология исследования связана с анализом проб топлива, в ходе которого определяются: цетановое число и цетановый индекс, кинематическая вязкость, плотность, фракционный состав, температура вспышки в закрытом тигле, температура помутнения, предельная температура фильтрования, массовая доля серы, содержание воды, смазывающая способность топлива. За оценочный показатель качества топлива принимается содержание серы, так как в большинстве случаев топливо с высоким содержанием серы является суррогатным.
Результаты и научная новизна. В ходе мониторинга за 2018 г. по содержанию серы в пробах ДТ было установлено, что: 88,6% проб соответствуют требованиям ГОСТ Р 52368-2005 и ГОСТ 32511-2013 (содержание серы не более 350 ppm); 8,8% проб соответствуют требованиям ГОСТ 305-2013 (содержание серы более 350 ppm). Не соответствует требованиям нормативной документации 2,5% поступившего топлива.
Практическая значимость. Решить проблемы, связанные с производством и продажей топлива, не соответствующего национальным стандартам, можно путём совершенствования нормативной законодательной базы, введения контроля за деятельностью автозаправочных станций и ужесточения ответственности производителей и продавцов суррогатного ДТ.
Ключевые слова:
дизельное топливо
суррогатное топливо
мониторинг
сера
отработавшие газы
Список использованных источников:
1. Технический регламент Таможенного союза. ТР ТС 013/2011. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120933/ (дата обращения: 14.09.2019).
2. По материалам компании CREON, конференция «Дизель 2015», 3 апреля 2015 года. URL: http://www.creonenergy.ru (дата обращения: 15.09.2019).
3. Исследовательская группа «Петромаркет». URL: http://www.petromarket.ru/?r=public_11 (дата обращения: 16.09.2019).
4. Аналитическое агентство «Автостат». URL: https://www.autostat.ru/news/34462/ (дата обращения: 16.09.2019).
5. ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009) Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия. – Введ. 2015–01–01. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2014. – 15 с.
6. ГОСТ 10585-99 Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия. – Введ. 2015–01–01. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2014. – 7 с.
7. Кукушкин А.А., Азев В.С., Щербаненко Г.В. Сравнительная оценка эксплуатационных свойств дизельных топлив с различным содержанием серы / Материалы семинара «Химмотология». – М.: Московский дом научно-технической пропаганды имени Ф.Э. Дзержинского, 1979. – С. 16–19.
8. Тимохова О.М., Тимохов Р.С. Влияние сернистых соединений топлива на коррозионный износ деталей машин // Воронежский научно-технический вестник. – 2014. – № 3. – С. 122–126.
9. Корнеев С.В., Пашукевич С.В., Рыбальский Д.С., Бакулина В.Д., Буравкин Р.В., Мачехин Н.Ю., Ширлин И.И. Влияние качества дизельного топлива на работу двигателя // Омский научный вестник. – 2017. – № 2. – С. 13–16.
10. Руднев С.Г. Цетановое число дизельного топлива и его влияние на качество горения / Новая наука, традиции, инновации. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет им. А. Трубилина, 2017. – Том 2, № 4. – C. 220–222.
Полный текст: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=26733
Автор(ы):
Котляренко Владимир Иванович, д-р техн. наук
ведущий эксперт Экспертного совета1
Аффилиация:
1 ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», г. Москва 125438, Российская Федерация
Образец цитирования:
Котляренко В.И. К вопросу об испытаниях высокоавтоматизированных и беспилотных автотранспортных средств // Труды НАМИ. – 2020. – № 1 (280). – С. 94–102.
Статья поступила:
25.10.2019
Опубликовано:
19.03.2020
Аннотация:
Введение. Развитие интеллектуальных транспортных систем привело к появлению высокоавтоматизированных и беспилотных транспортных средств. При этом большое значение имеет проведение их тестирования. В статье рассматриваются некоторые вопросы испытаний беспилотных автотранспортных средств.
Цель исследования – определить основные направления и возможности развития испытаний высокоавтоматизированных и беспилотных автотранспортных средств.
Методология и методы. При проведении исследований использован метод системного анализа результатов испытаний высокоавтоматизированных и беспилотных автотранспортных средств на базе отечественных материалов и зарубежных источников.
Результаты. В статье приведён краткий анализ развития испытаний беспилотных автотранспортных средств и связанных с ними правовых аспектов.
Практическая значимость. В статье даны основные тенденции развития испытаний беспилотных автотранспортных средств, включая правовые аспекты тестирования этих машин на дорогах общего пользования.
Ключевые слова:
автотранспортные средства
нормативная правовая база
беспилотные транспортные средства
тестовые испытания
дороги общего пользования
Список использованных источников:
1. Конвенции о дорожном движении. Совершено в Вене 8 ноября 1968 года.
2. Соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств, заключено в Женеве 20 марта 1958 года.
3. Соглашение о введении глобальных технических правил для колёсных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колёсных транспортных средствах.
4. Safety at core of new Framework to guide UN regulatory work on autonomous vehicles. URL: http://unece.org/trans/main/welcwp29.html (дата обращения: 08.11.2019).
5. Framework document on automated/autonomous vehicles Framework document on automated/autonomous vehicles. ECE/TRANS/WP.29/2019/34. URL: https://www.unece.org/ fileadmin/DAM/trans/doc/2019/wp29/ECE-TRANS-WP29-2019-34r.pdf (дата обращения: 08.11.2019).
6. At a Glance: Autonomous Vehicles. URL: http://www.twobirds.com/en/news/articles/2017/global/at-a-glanceautonomous-vehicles (дата обращения: 01.11.2019).
7. Котляренко В.И. Научное обоснование создания и разработка ходовых систем транспортных средств на пневмоколёсных движителях сверхнизкого давления: дисс. … д-ра техн. наук. – Нижний Новгород: НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2009. – С. 341.
8. В Южной Корее строится испытательный полигон для умных машин (AgentVDK.RU). URL: http://agentmdk.ru/interesnoe/10575-v-yuzhnoy-koreestroitsya-ispytatelnyy-poligon-dlya-umnyh-mashin.html (дата обращения: 01.11.2019).
9. Сорокин К. Беспилотники на полигоне: просто кончилась зима? URL: https://autoreview.ru/articles/svoimi-glazami/konkurs-zimniy-gorod (дата обращения: 18.12.2019).
10. Ефремова Э. В Швеции показали беспилотный грузовик будущего T-pod. URL: http://www.ridus.ru/news/299307 (дата обращения: 08.11.2019).
11. A Policy Proposal to Support Self-Driving Vehicle Accessibility. URL: http://drivelab.org/pdfs/brinkley_policy_proposal.pdf (дата обращения: 08.11.2019).
12. Кузнецов В. Беспилотный грузовик впервые доставил груз с одного побережья США до другого. URL: http://hi-news.ru/auto/bespilotnyj-gruzovikvpervye-dostavil-gruz-s-odnogo-poberezhya-ssha-dodrugogo.html (дата обращения: 18.12.2019).
13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 марта 2018 г. № 535-р «О плане мероприятий («дорожной карте») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Автонет».
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. № 1415 «О проведении эксперимента по эксплуатации на автодорогах высокоавтоматизированных транспортных средств».
15. Губский А. (Москва, Ведомости) Tesla называет свой режим автопилотом, но это маркетинговое лукавство. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/characters/2019/08/19/809088-dmitrii-polischukyandeks-tesla-nazivaet-marketingovoe-lukavstvo (дата обращения: 18.12.2019).
16. Пояснительная записка к проекту федерального закона «Об опытной эксплуатации инновационных транспортных средств и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://sozd.duma.gov.ru/bill/710083-7 (дата обращения: 08.11.2019).
Полный текст: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=26733
Автор(ы):
Азаров Константин Оттович,
главный специалист Экспертного совета1
Аффилиация:
1 ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», г. Москва 125438, Российская Федерация
Образец цитирования:
Азаров К.О. О востребованности изготовления биодизельного топлива для работы дизель-энергетической установки в отдалённых поселениях // Труды НАМИ. – 2020. – № 1 (280). – С. 103–106.
Статья поступила:
10.01.2020
Опубликовано:
19.03.2020
Аннотация:
Введение. Для работы дизельной генераторной установки возможно использование биотоплива, произведённого из микроводорослей в непосредственной близости от потребителя. Технология включает: выращивание водорослей в биореакторе, обработку растительного сырья, получение биодизельного топлива при химических реакциях, протекающих в нормальных условиях, и далее получение электрической и тепловой энергии дизель-генератором, работающим на полученном биотопливе.
Цель исследования было определение оптимальной технологии получения биотоплива из водорослей и оценка возможности использования топлива без внесения изменений в конструкцию и программу управления дизельного двигателя.
Методология и методы. Культивирование микроводорослей, производство биотоплива по технологии, выбранной как наиболее простой, дешёвой и безвредной для окружающей среды, использование этого топлива для работы двигателя внутреннего сгорания и наблюдение за полученными результатами.
Результаты и научная новизна. По сравнению с другими методами распределённой генерации электрической энергии при отсутствии централизованных сетей снабжения электроэнергией способ получения биотоплива и генерации электричества может конкурировать с ветрогенераторами и солнечными батареями, либо дополнять эти виды распределённого производства энергии.
Практическая значимость заключается в определении возможности организации объекта распределённого производства электричества, обеспечивающего себя возобновляемым источником энергии.
Ключевые слова:
микроводоросли
биотопливо
дизель-генераторная установка
возобновляемые источники энергии
Список использованных источников:
1. Demirbas А. Use of algae as biofuel sources // Energy Conversion and Management. – December 2010. – Vol. 51. – Iss. 12. – Р. 2738–2749.
2. Lundquist T., Woertz I., Quinn N., Benemann J. A Realistic technology and engineering assessment of algae biofuel production // Energy. – 2010. – October. 1.
3. Singh J. Renewable and sustainability energy. Reviews 14 (2010). – Р. 2596–2610.
4. Лукьянов В.А., Стифеев А.И., Горбунова С.Ю. Научно обоснованное культивирование микроводорослей // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2013. – № 9. – С. 55–57.
5. Способ получения биодизельного топлива: пат. 2404229 Рос. Федерация. № 2009107106/13; заявл. 24.02.2009; опубл. 20.11.2010, Бюл. № 32. – 8 с.
6. Фильтр очистки биотоплива: пат. 2556476C1 Рос. Федерация. № 2014120201/06; заявл. 20.05.2014; опубл. 10.07.2015, Бюл. № 19. – 8 с.
7. Sharma Sh., Narayan S., Tripathi S. Biohydrogen from algae: fuel of the future // Int. Res. J. Environ. Sci. – 2013. – Vol. 2. – P. 44–47.
8. Марков В.А., Зенин А.А., Девянин С.Н. Работа транспортного дизеля на смесях дизельного топлива и метилового эфира рапсового масла // Турбины и дизели. – 2009. – № 3. – С. 26–31.
9. Теренченко А.С., Козлов А.В., Зуев Н.С. Оптимизация показателей дизеля, работающего на биодизельном топливе / Сб. тезисов докл. междунар. научно-технической конференции «Двигатель-2017», посвящённой 110-летию специальности «Поршневые двигатели» в МГТУ им. Н.Э. Баумана. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017. – С. 43–44.
10. Chisti Y. Biodiesel from microalgae // Biotechnology Advances. – 2007. – Vol. 25. – P. 294–306.
Полный текст: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=26733
Автор(ы):
Григорьев Леонид Юрьевич канд. техн. наук
эксперт Экспертного совета1
Аффилиация:
1 ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», г. Москва 125438, Российская Федерация
Образец цитирования:
Григорьев Л.Ю. Производство моторного топлива из возобновляемого источника в условиях дефицита энергоресурсов // Труды НАМИ. – 2020. – № 1 (280). – С. 107–112.
Статья поступила:
23.09.2019
Опубликовано:
19.03.2020
Аннотация:
Введение. В настоящей статье рассмотрена организация производства генераторного газа при помощи мобильных газогенераторных станций, который можно использовать в качестве моторного топлива для подвижного состава автомобильного транспорта Российской Федерации в условиях дефицита энергоресурсов. В качестве сырья для получения генераторного газа можно использовать древесину или отходы деревообрабатывающего производства, а также другие материалы. На мобильной газогенераторной станции производятся работы по выработке генераторного газа, его охлаждению, очищению (фильтрации), компримированию (сжатию), хранению, при необходимости, транспортированию и заправке автотранспортных средств, оснащённых газобаллонной аппаратурой, допускающей использование компримированного природного газа.
Цель данного исследования — разработать многокомпонентную функциональную схему мобильной газогенераторной станции для получения, хранения и/или транспортировки генераторного газа с учётом модели функционирования её компонентов.
Методология и методы. Методология исследования состояла в упорядочении в систему с чёткой логической структурой деятельности мобильной газогенераторной станции, определяющей процесс её использования.
Результаты и научная новизна. Научная новизна определяется результатом исследования – разработанной схемой мобильной газогенераторной станции (передвижного автопоезда).
Практическая значимость. Возможность создания мобильной газогенераторной станции для обеспечения топливом автотранспортных средств в условиях дефицита энергоресурсов.
Ключевые слова:
генераторный газ
мобильная газогенераторная станция
газовый генератор
древесина
отходы производства лесозаготовок
Список использованных источников:
1. Газогенераторный автомобиль. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/газогенераторный автомобиль (дата обращения: 23.09.2019).
2. Автомобиль на дровах: как он работает? URL: https://www.kolesa.ru/article/avtomobil-na-drovah-kakon-rabotaet-2015-02-27 (дата обращения: 23.09.2019).
3. Панютин К.А. Газогенераторные автомобили ГАЗ-42 и ЗИС-21. – М., Л.: НАРКОМХОЗ РСФСР, 1942. – 199 с.
4. Как в СССР появились машины на дровах. URL: https://autorambler.ru/mashinavremeni/toplivnyi-goloddrova-vmesto-benzina.htm (дата обращения: 23.09.2019).
5. Зубакин А.С., Киприянов Ф.А. Обзор основных технических средств для получения генераторного газа // Universum: Технические науки: электрон. научн. журн. – 2017. – № 2 (35). URL: http://7universum.com/ru/tech/archive/item/4308 (дата обращения: 23.09.2019).
6. Машина на дровах: расход, пробег, запуск, фильтрация, октановое число газа, влияние на двигатель. URL: https://sohabr.net/habr/post/381561/ (дата обращения: 23.09.2019).
7. Алёшина А.С., Сергеев В.В. Газификация твёрдого топлива: учебное пособие. – СПб.: Издательство Политехнического университета, 2010. – 202 с.
8. Газогенераторный автомобиль. УАЗ на дровах. URL: http://www.uazbuka.ru/engine/fuel/GazGen/index.html (дата обращения: 23.09.2019).
9. Принцип работы газового генератора. URL: strport.ru/instrumenty/printsip-raboty-gazovogogeneratora-0 (дата обращения: 23.09.2019).
10. Газогенераторный автомобиль ЗИС-21. URL: https://topwar.ru/119516-rasskazy-ob-oruzhiigazogeneratornyy-avtomobil-zis-21.html (дата обращения: 23.09.2019).
Полный текст: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=26733
Автор(ы):
Мазинг М.В. канд. техн. наук
эксперт Экспертного совета 1
Аффилиация:
1 ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», г. Москва 125438, Российская Федерация
Образец цитирования:
Мазинг М.В. Семейная традиция // Труды НАМИ. – 2020. – № 1 (280). – С. 113–120.
Статья поступила:
20.11.2019
Опубликовано:
19.03.2020
Полный текст: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=26733