Автор(ы):
Кисуленко Борис Викторович, д-р техн. наук
Советник генерального директора по техническому регулированию1
Аффилиация:
1ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», г. Москва 125438, Российская Федерация
Образец цитирования:
Кисуленко Б.В. Оценка безопасности высокоавтоматизированных и беспилотных автомобилей // Труды НАМИ. – 2020. – № 2 (281). – С. 6–13.
Статья поступила:
31.01.2020
Опубликовано:
22.06.2020
Аннотация:
Введение. Действующие нормативные документы не предусматривают оценку безопасности высокоавтоматизированных и беспилотных автомобильных транспортных средств.
Цель работы – анализ современного состояния такой оценки. Предлагаемым способом оценки является установление требований, которые должны предъявляться к высокоавтоматизированным и беспилотным транспортным средствам до момента выпуска их на дороги общего пользования.
Методология и методы. Рассматриваются требования безопасности в отношении высокоавтоматизированных и беспилотных автомобилей на международном уровне Всемирного форума по согласованию требований к транспортным средствам Европейской экономической комиссии ООН в виде Правил ООН, прилагаемых к Соглашению 1958 г., на региональном уровне Евразийского экономического союза в виде Технического регламента «О безопасности колёсных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), на национальном уровне России в виде постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. № 1415 «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств».
Научная новизна заключается в предлагаемых требованиях безопасности, которые необходимо предъявлять к высокоавтоматизированным и беспилотным транспортным средствам до момента выпуска их на дороги общего пользования.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при совершенствовании технических регламентов Евразийского экономического союза в области автомобилей и разработке национальных законодательных актов Российской Федерации в данной области.
Ключевые слова:
высокоавтоматизированные и беспилотные автотранспортные средства
Правила ООН
автоматизация управления
международные требования
постановление Правительства Российской Федерации
Список использованных источников:
1. SAE J3016. Standard: Taxonomy and Definitions for Terms Related to On-Road Motor Vehicle Automated Driving Systems. Issued: 2014-01-16 – SAE International Inc., 2014.
2. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» ТР ТС 018/2011, принят Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877.
3. Соглашение о принятии согласованных технических правил Организации Объединённых Наций для колёсных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колёсных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих правил Организации Объединённых Наций.
4. Соглашение о введении Глобальных технических правил для колёсных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колёсных транспортных средствах, совершено в Женеве 25 июня 1998 года.
5. Соглашение о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колёсных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров, совершено в Вене 13 ноября 1997 года.
6. Конвенция о дорожном движении. Совершено в Вене 8 ноября 1968 года.
Полный текст: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43028914
Автор(ы):
Падалкин Борис Васильевич, канд. техн. наук1
Котиев Георгий Олегович, д-р техн. наук, профессор2
Стадухин Антон Алексеевич, канд. техн. наук1
Косицын Борис Борисович, канд. техн. наук2
Аффилиация:
1Кафедра СМ-9 «Многоцелевые гусеничные машины и мобильные роботы»3
2Кафедра СМ-10 «Колёсные машины»3
3Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)», г. Москва 105005, Российская Федерация
Образец цитирования:
Падалкин Б.В., Котиев Г.О., Стадухин А.А., Косицын Б.Б. Сравнительный анализ схем электромеханических трансмиссий гусеничных машин с двумя тяговыми электродвигателями. Часть 1 // Труды НАМИ. – 2020. – № 2 (281). – С. 14–24.
Статья поступила:
05.04.2020
Опубликовано:
22.06.2020
Аннотация:
Введение. В настоящее время интенсивно ведутся разработки по созданию гусеничных машин, оснащённых тяговыми электродвигателями, применение которых практически позволяет отказаться от элементов управления в механическом приводе (фрикционных муфт или тормозов), организовав при этом бесступенчатое прямолинейное движение и поворот, а также рекуперацию части кинетической энергии движения при торможении.
Цель исследования – проведение сравнительного анализа схем электромеханических трансмиссий гусеничных машин с двумя тяговыми электродвигателями.
Методология и методы. Для обеспечения возможности сравнительного анализа электромеханических трансмиссий в работе представлены уравнения кинематических и силовых связей, позволяющие в общем виде описывать механизмы передачи-поворота гусеничных машин, оснащённых двумя тяговыми электродвигателями. Сравнение проводится между такими вариантами схемных решений организации трансмиссии, как: бортовой привод ведущих колёс, раздельный привод на прямолинейное движение и поворот, совместный привод на прямолинейное движение и поворот. Критерием оценки электромеханических трансмиссий выбрана величина установочной мощности электродвигателей (произведение максимального момента на предельную частоту вращения вала ротора), отнесённая к мощностным затратам, необходимым для обеспечения прямолинейного движения. Для проведения расчётов сформирован ряд эксплуатационных режимов работы гусеничных машин.
Результаты и научная новизна. Методы, представленные в настоящей работе, позволяют на этапе проектирования проводить сравнительную оценку эффективности применения различных схемных решений механизмов передачи-поворота разрабатываемых гусеничных машин. Их отличительной особенностью является применение единого подхода к анализу полученных решений. Результатом исследования является научно обоснованный выбор рациональных схем механизмов передачи поворота для быстроходных гусеничных машин с двумя тяговыми электродвигателями.
Практическая значимость. В рамках проведённой работы получен ряд рациональных схемных решений механизмов передачи-поворота гусеничных машин, применение которых позволит уменьшить величину суммарной установочной мощности тягового электропривода и, соответственно, снизить массогабаритные параметры применяемых электродвигателей.
Ключевые слова:
энергоэффективность
механизм передачи-поворота
гусеничная машина
электромеханическая трансмиссия
тяговый электродвигатель
установочная мощность
Список использованных источников:
1. Косицын Б.Б., Котиев Г.О., Мирошниченко А.В., Падалкин Б.В., Стадухин А.А. Метод обеспечения подвижности разрабатываемых колёсных и гусеничных машин с индивидуальным электроприводом ведущих колёс // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. – 2019. – № 3 (126). – С. 135–144.
2. Косицын Б.Б., Котиев Г.О., Мирошниченко А.В., Падалкин Б.В., Стадухин А.А. Определение характеристик трансмиссий колёсных и гусеничных машин с индивидуальным электроприводом ведущих колёс // Труды НАМИ. – 2019. – № 3 (278). – С. 22–35.
3. Volontsevich D., Duong S.H., Veretennikov I. Analysis of curvilinear motion of tracked vehicles with electromechanical dual-flux turning mechanisms // Eastern-European Journal of Enterprise Technologies. – 2016. – № 3 (81). – P. 21–28. – DOI: 10.15587/1729-4061.2016.71982.
4. Mingfei G., Jibin H., Zengxiong P. Study on optimization for transmission system of electric drive tracked vehicles // The 8th International Conference on Applied Energy – ICAE2016, Energy Procedia. – 2017. – № 105. – P. 2971–2976.
5. Mingfei G., Jibin H., Zengxiong P. Configuration synthesis of electric drive transmissions for tracked vehicles // Advances in Mechanical Engineering. – 2018. – № 10 (1). – P. 1–10. – DOI: 10.1177/1687814017749665.
6. Zhaobo Q., Yugong L., Weichao Z., Ziheng P., Keqiang L., Huei P. Simultaneous optimization of topology, control and size for multi-mode hybrid tracked vehicles // Applied Energy. – 2018. – № 212. – P. 1627–1641.
7. Красненьков В.И., Вашец А.Д. Проектирование планетарных механизмов транспортных машин. – М.: Машиностроение, 1986. – 272 с.
8. Забавников Н.А. Основы теории транспортных гусеничных машин. – М.: Машиностроение, 1967. – 356 с.
9. Платонов В.Ф., Леиашвили Г.Р. Гусеничные и колёсные транспортно-тяговые машины. – М.: Машиностроение, 1986. – 296 с.
10. Кристи М.К., Красненьков В.И. Новые механизмы трансмиссии. – М.: Машиностроение, 1967. – 216 с.
11. Транспортные машины с газотурбинными двигателями / Н.С. Попов [и др.]: Под ред. Н.С. Попова. – Л.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1987. – 259 с.
12. Савочкин В.А., Дмитриев А.А. Статистическая динамика транспортных и тяговых гусеничных машин. – М.: Машиностроение, 1993. – 320 с.
13. Фаробин Я.Е. Теория поворота транспортных машин. – М.: Машиностроение, 1970. – 176 с.
Полный текст: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43028915
Автор(ы):
Колесников Владислав Альбертович, аспирант
инженер-конструктор 3 категории1
Козлов Андрей Викторович, д-р техн. наук
начальник управления1
Корнилов Геннадий Сергеевич, д-р техн. наук
главный специалист1
Аффилиация:
1Управление «Энергосберегающие технологии и альтернативные топлива», Центр «Энергоустановки», ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», г. Москва 125438, Российская Федерация
Образец цитирования:
Колесников В.А., Козлов А.В., Корнилов Г.С. Методика безмоторной калибровки топливоподачи газовых двигателей внутреннего сгорания // Труды НАМИ. – 2020. – № 2 (281). – С. 25–34.
Статья поступила:
18.03.2020
Опубликовано:
22.06.2020
Аннотация:
Введение. С учётом роста стоимости нефтяных топлив, а также острых экологических проблем особенно актуальными становятся альтернативные источники энергии. Для России наиболее доступной альтернативой является природный газ. Проведён ряд исследований, посвящённых созданию газового и газодизельного двигателей для работы на природном газе.
Цель исследования – создание методики калибровки топливоподачи газового двигателя с использованием безмоторных калибровок на специализированном экспериментальном комплексе.
Методология и методы. В статье проанализированы и сопоставлены традиционный и предлагаемый методы калибровки топливоподачи газовых двигателей с использованием безмоторной калибровки.
Результаты и научная новизна. В Российской Федерации предложенная методика безмоторной калибровки не имеет аналогов. Эффективность нововведения была успешно апробирована. В статье последовательно описан новый процесс калибровки топливоподачи и приведены результаты с практических наработок.
Практическая значимость. Применение предложенной методики позволило снизить объём и сложность калибровочных работ на моторном стенде.
Ключевые слова:
специализированный экспериментальный комплекс
газовый дозатор
природный газ
безмоторная калибровка топливоподачи
ротаметр
сигнал управления
Список использованных источников:
1. Winkel R., Hamelinck C., Bardout M., Bucquet M., Ping S., Cuijpers M. Alternative fuels and infrastructure in seven non-EU markets // Directorate-General for Mobility and Transport (DG MOVE). – 21 January 2016. – P. 73–75.
2. Kozlov A.V., Kolesnikov V.A., Mironov M.V., Kornilov G.S. Selection of Gas Injector Units for Converting Diesel Engines to Gas // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering (IJITEE). – 5 December 2019. – Vol. 9. – Issue 2. – P. 3623–3628.
3. Fuel injection Natural-gas injector NGI2. URL: https://www.bosch-mobility-solutions.com/en/ (дата обращения: 15.07.2019).
4. Gs2 Series injector specifications. URL: https://impcotechnologies.com/products (дата обращения: 10.06.2019).
5. Врублевский А.Н., Абрамчук Ф.И., Зенкин Е.Ю. Принципы организации впрыскивания топлива при помощи электрогидравлической форсунки // Харьковский журнал «Автомобильный транспорт». – 17 мая 2007. – C. 119–124.
6. Шишков В.А. Методы управления рабочим циклом двухтопливных и однотопливных поршневых газовых двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием: дисс. … д-р техн. наук. – Самара: Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет), 2014. – С. 38–46.
7. Банковский А.Ю. Особенности учёта действующих коэффициентов коррекции в системах распределённого впрыска газа, оснащённых контроллером компании “A.E.B. SRL.” (Италия) // Транспорт на альтернативном топливе. – 2010. – № 2 (14). – С. 48–49.
8. Руководство по монтажу и настройке газовой инжекторной системы «Альфа-4». – М.: ООО «Научно-производственная фирма ЭЛПРИМ», 2006. – С. 50.
9. Руководство по SEQUENT24 / Пер. c англ. – М.: BRC Gas Equipment, 2008. – С. 19.
10. Руководство по эксплуатации Lovato let the blue drive you / Пер. с англ. – М.: Rezol Autogaz, 2007. – С. 38.
Полный текст: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43028916
Автор(ы):
Куликов Илья Александрович, канд. техн. наук
заведующий сектором имитационного моделирования энергетических установок, Центр «Энергоустановки»1
Панарин Александр Николаевич, канд. техн. наук
заведующий отделом «Электрические машины»1
Походаева Елизавета Сергеевна, инженер1
Шорин Александр Алексеевич, канд. техн. наук, доцент
старший эксперт Экспертного совета1
Аффилиация:
1ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», г. Москва 125438, Российская Федерация
Образец цитирования:
Куликов И.А., Панарин А.Н., Походаева Е.С., Шорин А.А. Энергоэффективность асинхронного двигателя в качестве тягового электропривода для электротранспорта // Труды НАМИ. – 2020. – № 2 (281). – С. 35–43.
Статья поступила:
09.08.2019
Опубликовано:
22.06.2020
Аннотация:
Введение. Использование асинхронного двигателя в качестве исполнительного устройства тягового электропривода транспортного средства, учитывая ограниченность запаса энергии на борту, актуализирует вопрос повышения энергоэффективности двигателя. В этой связи выбор способа управления должен проводиться не только исходя из обеспечения требуемых динамических характеристик, но и с учётом необходимости минимизации затрат энергии. В работе проведён сравнительный анализ энергоэффективности асинхронного двигателя при использовании двух способов управления: с поддержанием постоянства потокосцепления ротора и с постоянством абсолютного скольжения.
Цель исследования – оценка энергоэффективности работы асинхронного двигателя в качестве исполнительного элемента тягового электропривода транспортного средства.
Методология и методы. Расчёты выполняются на основе уравнений асинхронного двигателя, описывающих установившиеся электромагнитные процессы в нём. Сравнение энергоэффективности проводится путём расчёта отношения коэффициентов полезного действия двигателя, полученных при использовании двух сравниваемых способов управления при различных значениях электромагнитного момента и частоты вращения ротора.
Результаты и научная новизна. Разработана методика анализа энергоэффективности асинхронного двигателя с помощью соотношений его КПД при способах управления с постоянством потокосцепления ротора и с постоянством абсолютного скольжения. Представлены результаты сравнения КПД при рассматриваемых способах регулирования. Показано влияние механизма формирования электромагнитного момента в функции тока статора на потери мощности в двигателе. Обоснован выбор способа управления и конструктивных особенностей для асинхронного тягового электродвигателя транспортного средства.
Практическую значимость представляют рекомендации по выбору способа управления асинхронным тяговым электродвигателем и его конструктивных параметров, влияющих на энергоэффективность.
Ключевые слова:
транспортное средство с электроприводом
асинхронный электрический двигатель
энергоэффективность
управление с постоянством скольжения
управление с постоянством потокосцепления
Список использованных источников:
1. Hirosawa S. Permanent Magnets Beyond Nd-Dy-Fe-B // Journal of the Minerals, Metals & Materials Society. – 2015. – Vol. 67, No. 6. – P. 1304–1305.
2. Aston A. China’s Rare-Earth Monopoly // MIT Technology Review. – Oct, 2015.
3. Bansal R. Rare No More? // IEEE Microwave Magazine. – March/April, 2013. – P. 18–20.
4. Substitution of critical raw materials in low-carbon technologies: lighting, wind turbines and electric vehicles: научно-технический отчет EUR 28152 EN. – Publications Office of the European Union, 2016. – P. 58–67.
5. Chau K.T. Electric Vehicle Machines and Drives. Design, Analysis and Application. – John Wiley & Sons Singapore Pte. Ltd., 2015. – P. 53–57.
6. Гуляев И.В., Тутаев Г.М. Системы векторного управления электроприводом на основе асинхронизированного вентильного двигателя. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. – 200 с.
7. Поляков В.Н., Шрейнер Р.Т. Энергоэффективные режимы двигателей переменного тока в системах частотного управления: Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2017. – 254 с.
8. Усольцев А.А. Частотное управление асинхронными двигателями. – СПб: СПбГУ ИТМО, 2006. – С. 50–65.
9. Соколов М.М., Петров Л.П., Масандилов Л.Б., Ладензон В.А. Электромагнитные переходные процессы в асинхронном электроприводе. – М.: Энергия, 1967. – С. 20–31.
10. Булгаков А.А. Частотное управление асинхронными двигателями. – М.: Энергоиздат, 1982. – С. 51–78.
11. Ключев В.И. Теория электропривода. – М.: Энергоатомиздат, 1998. – С. 102–130.
Полный текст: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43028917
Автор(ы):
Панчишный Владимир Иванович, канд. техн. наук
ведущий эксперт Экспертного совета1
Аффилиация:
1 ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», г. Москва 125438, Российская Федерация
Образец цитирования:
Панчишный В.И. Нейтрализация ненормируемых токсичных компонентов отработавших газов дизелей // Труды НАМИ. – 2020. – № 2 (281). – С. 44–54.
Статья поступила:
25.03.2020
Опубликовано:
22.06.2020
Аннотация:
Введение. В перечне веществ, содержащихся в отработавших газах (ОГ) дизелей, выделяются полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), включая бенз-α-пирен (БаП) и альдегиды (RСНO). Удельная токсичность этих соединений на несколько порядков превосходит токсичность нормируемых современными экологическими стандартами выбросов СО, НС, NOx и дисперсных частиц. Из-за сложности анализа реальная токсикологическая опасность БаП и RCOH и методы борьбы с ними остаются недостаточно изученными.
Цель исследования – разработать метод анализа БаП и RCOH в ОГ дизелей и предложить методы их обезвреживания.
Методология и методы. В статье представлены результаты разработок аналитических средств оценки выбросов БаП и RСНO с ОГ некоторых отечественных дизелей. Применительно к анализу ПАУ в ОГ дизелей доработана операция пробоподготовки для определения по методу Шпольского, а для анализа RСНO предложена оригинальная методика раздельного и суммарного контроля с использованием 2,4-динитрофенилгидразина.
Результаты и научная новизна. Используя эти аналитические методы определены раздельные и интегральные (Правило ООН № 49) выбросы БаП и RCНO с ОГ широко распространённых в Российской Федерации дизелей Д-120, ММЗ-245.9 и ЯМЗ-236А. Исследования показали, что по токсикологическому эффекту выбросы БаП и RCНO сопоставимы с выбросами NOx, в связи с чем необходима их нейтрализация. Для решения этой задачи предложено использовать технологию каталитической нейтрализации БаП и RCНO на алюмоплатиновых и алюмопалладиевых металлоблочных катализаторах.
Практическая значимость. Проведённый комплекс исследований показал, что при обработке ОГ на таких катализаторах интегральный выброс БаП и альдегидов снижается более, чем на 80%. Результаты работы подтверждены путём каталитической нейтрализации этих соединений в ОГ дизелей, работающих на традиционных дизельных топливах и конвертированных для работы на диметилэфире.
Ключевые слова:
дизель
отработавшие газы
полициклические ароматические углеводороды
бенз-α-пирен
альдегиды
гетерогенный окислительный катализ
алюмоплатиновые и алюмопалладиевые металлоблочные катализаторы
Список использованных источников:
1. Вершков Л.В., Грошев В.Л., Гаврилов В.В., Бурцева Н.Н. Временная методика определения предотвращённого экологического ущерба. – М., 1999. – 173 с.
2. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населённых мест. Гигиенические нормативы ГН 2.1.6.1338.03, Минздрав России. – М., 2003. – 330 с
3. Шабад Л.М., Смирнов Г.А., Хесина А.Я. Определение канцерогенных полициклических ароматических углеводородов в отработавших газах автомобильных двигателей / Сборник «Защита воздушного бассейна от загрязнения токсичными выбросами транспортных средств», ч. II. – Харьков, 1977. – С. 390–397.
4. Альтман Л.В., Брызгалова Н.И., Масленковский Л.Г., Жегалин О.И., Хитрово С.С. Определение полициклических ароматических углеводородов в отработавших газах дизелей / Труды всесоюзной научной конференции «Защита воздушного бассейна от загрязнения токсичными выбросами транспортных средств», ч. I. – Харьков, 1977. – С. 3–13.
5. Хесин А.И., Скудатин М.Е., Ушмодин В.Н. Канцерогенная опасность автомобильных шин // Национальная безопасность и геополитика России. – 2003. – № 10-11 (51-52). – С. 51–52.
6. Кутенёв В.Ф., Семенихин А.Н., Смирнов Г.А., Топунов В.Н. К вопросу об эффекте конструкции двигателя на эмиссию бенз-а-пирена с отработавшими газами // Международный сборник научных работ ВЗМИ. – М., 1980. – С. 28–35.
7. Смирнов Г.А., Филипосянц Т.Р., Кратко А.П. Исследования бенз(а)пирена и основных токсичных компонентов в отработавших газах дизельных двигателей / Труды всесоюзной научной конференции «Защита воздушного бассейна от загрязнения токсичными выбросами транспортных средств», ч. II. – Харьков, 1977. – С. 313–331.
8. Ассад М.С., Грушевский В.В., Пенязыков О.Г., Тарасенко И.Н. Выбросы полициклических ароматических углеводородов в продуктах сгорания автомобильных бензиновых двигателей // Доклады Национальной академии наук Беларуси. – 2018. – Т. 62, № 3. – С. 341–346.
9. Анисимов М.Ю. Исследование процессов образования бенз(а)пирена в камерах сгорания авиационных ГТД: автореферат дисс. ... канд. техн. наук. – Самара, 1991. – 16 с.: ил.
10. Орлов М.Ю. Исследование влияние химсостава топлива на образование и выброс бенз(а)пирена при сжигании углеводородных топлив в камерах сгорания ГТД: автореферат дисс. … канд. техн. наук. – Самара, 1994. – 24 с.: ил.
11. Маслеева О.В., Курагина Т.И., Пачурин Г.В. Повышение экологичности окружающей среды за счёт применения мини-ТЭЦ с газопоршневыми двигателями // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010 12(1-9):2302-2305.
12. Шкаликова В.П. Некоторые эксплуатационные характеристики работы двигателей на топливах с добавками спирта // Вестник РУДН. Серия: Инженерные исследования. – 2004. – № 2 (9). – С. 5–7.
13. Марков В.А., Гайворонский А.И., Девянин С.Н., Пономарёв Е.Г. Рапсовое масло как альтернативное топливо для дизеля // Автомобильная промышленность. – 2006. – № 2. – С. 1–3.
14. Zarante P.H.B., Sodré J.R. Comparison of aldehyde emissions simulation with FTIR measurements in the exhaust of a spark ignition engine fueled by ethanol // Heat Mass Transfer 54, 2079–2087 (2018). https://doi.org/10.1007/s00231-018-2295-5.
15. Лернер М.О., Хесина А.Я., Гончаров В.В., Бакалейник А.М., Арамян П.А. Влияние группового состава топлива и антидетонаторов на концентрацию окиси углерода и бенз(а)пирена в отработавших газах ДВС / Труды всесоюзной научной конференции «Защита воздушного бассейна от загрязнения токсичными выбросами транспортных средств», ч. II. – Харьков, 1977. – С. 78–92.
16. Гуреев А.А., Камфер Г.М. Испаряемость топлив для поршневых двигателей. – М.: Химия, 1982. – С. 190–200.
17. Панчишный В.И. Каталитическое обезвреживание отработавших газов двигателей внутреннего сгорания / Сборник «Проблемы кинетики и катализа. Глубокое каталитическое окисление углеводородов». – М.: Наука, 1981. – Т. 18. – С. 145–168.
18. Dykyj J., Svoboda J., Wilhoit R.C., Frenkel M., Hall K.R. Vapor Pressure and Antoine Coefficients for Hydrocarbons and Sulfur, Selenium, Tellurium, and Halogen Containing Organic Compounds, vol. IV/20A. – Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 1999. – 773 p.
19. Панчишный В.И., Альтман Л.В., Масленковский Л.Г. Определение альдегидов в выхлопе методом газовой хроматографии / Сборник «Системы и средства снижения токсичности отработавших газов дизелей». – М.: ЦНИИТЭИ Тракторосельхозмаш, 1980. – Вып. № 4. – С. 6–9.
Полный текст: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43028918
Автор(ы):
Котляренко Алексей Владимирович, аспирант
инженер-конструктор 2 категории1
Аффилиация:
1 ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», г. Москва 125438, Российская Федерация
Образец цитирования:
Котляренко А.В. Обзор и анализ проблемных вопросов основных видов загрязнения окружающей среды от автомобилей при их эксплуатации // Труды НАМИ. – 2020. – № 2 (281). – С. 55–62.
Статья поступила:
04.05.2020
Опубликовано:
22.06.2020
Аннотация:
Введение. Экономический рост, урбанизация и развитие автомобильного транспорта привели к загрязнению окружающей среды. Особое значение имеет загрязнение воздуха твёрдыми частицами невыхлопного происхождения при эксплуатации транспортных средств.
Цель исследования – провести обзор основных видов загрязнения окружающей среды от автомобилей при их эксплуатации; выполнить анализ проблемных вопросов оценки выбросов невыхлопного происхождения. Методология и методы. При проведении работы использован метод системного анализа результатов отечественных и зарубежных исследований основных видов загрязнений окружающей среды, в том числе от автомобильного транспорта.
Результаты и научная новизна. В статье обобщены последние данные исследований по основным видам загрязнения окружающей среды и поставлены проблемные вопросы исследования выбросов невыхлопного происхождения от автомобилей при их эксплуатации.
Практическая значимость. В статье определены проблемные вопросы исследования выбросов невыхлопного происхождения, решение которых поможет при определении основных направлений снижения выбросов твёрдых частиц от автомобилей при их эксплуатации.
Ключевые слова:
автотранспортные средства
загрязнение окружающей среды
выбросы невыхлопного происхождения
выбросы твёрдых частиц
Список использованных источников:
1. Городское развитие. Мегаполисы. ВМО. URL: https://public.wmo.int/ru/ (дата обращения: 06.03.2020).
2. United IN Science High-level synthesis report of latest climate science information convened by the Science Advisory Group of the UN Climate Action Summit 2019. URL: https://wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/30023/climsci.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 08.04.2020).
3. Население России: численность, динамика, статистика. 2020. URL: http:// www.statdata.ru/russia (дата обращения: 06.03.2020).
4. Мереминская Е. Загрязнение воды, воздуха и земли в России замедляет рост экономики. Ведомости. 2020. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/01/ 12/820395-zagryaznenie-vodi-vozduha (дата обращения: 20.02.2020).
5. Котляренко В.И. Тенденции развития автотранспортных средств в Российской Федерации // Труды НАМИ. – 2019. – № 4 (279). – С. 25.
6. Road safety for all. January 2019. URL: http://www.unece.org/fileadmin/ DAM/trans/roadsafe/publications/RoadSafety_for_All.pdf/ (дата обращения: 25.12.2019).
7. Содержание парниковых газов в атмосфере по данным глобальных наблюдений в 2018 году // Бюллетень ВМО по парниковым газам. – 2019. – № 15. – С. 2.
8. Азаров В.К., Кутенёв В.Ф. Эколого-экономические проблемы экологически чистого «Зелёного автомобиля». – М., 2015. – С. 90.
9. ВМО подтверждает 2019 год как второй самый жаркий за всю историю наблюдений год // Пресс-релиз ВМО. – 2020. – № 01/15/2020.
10. The Global Climate in 2015-2019. WMO. – 2019.
11. WMO Provisional Statement on the State of the Global Climate in 2019. – 2019. – 34 с.
12. Реальная история: смертельный туман, уничтоживший десятки тысяч жизней. URL: https://social.dnpmag.com/blog/43943884213/Realnaya-istoriya:-smertelnyiy-tuman,-unichtozhivshiy-desyatki- (дата обращения: 22.04.2020).
13. В Риме и Милане крайне высокая концентрация смога в воздухе. URL: http://odnako.su/news/health/-452589-v-rime-i-milane-krajne-vysokaya-koncentraciyasmoga-v-vozduhe/ (дата обращения: 25.12.2019).
14. На Милан опустился смог. URL: https://www.meteoprog.ua/ru/news/53544/ (дата обращения: 04.05.2020).
15. Noise abatement approaches. Science for Environment Policy, Issue 17, 2017. URL: https://ec.europa.eu/environment/integration/research/newsalert/pdf/ noise_ abatement_ approaches_FB17_en.pdf (дата обращения: 20.12.2019).
16. The European environment – state and outlook 2020. Knowledge for transition to a sustainable Europe.
17. Кутенёв В.Ф., Кисуленко Б.В., Шюте Ю.В. Экологическая безопасность автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. – М.: ГУП ППП «Типография «Наука» РАН», 2009. – С. 4.
18. Азаров В.К. Разработка комплексной методики исследований и оценки экологической безопасности и энергоэффективности автомобилей: дисс. … канд. техн. наук. – М.: ФГУП «НАМИ», 2014. – 137 с.
19. Васильев А.В. Повышение качества оценки комплексной экологической безопасности автотранспортных средств: дисс. … канд. техн. наук. – М.: ФГУП «НАМИ», 2019. – С. 103.
20. Air Quality Expert Group. Non-Exhaust Emissions from Road Traffic, 2019. URL: https://uk-air.defra.gov.uk (дата обращения: 04.05.2020).
21. Гайсин С.В., Кутенёв В.Ф. Влияние конструкции автомобиля на выбросы твёрдых частиц в окружающую среду крупных городов // Вестник машиностроения. – 2020. – № 1. – С. 84–88.
Полный текст: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43028919
Автор(ы):
Азаров Вадим Константинович, канд. техн. наук1
Раменский Александр Юрьевич,канд. техн. наук
Президент Национальной ассоциации водородной энергетики Российской Федерации (НП НАВЭ), вице-президент Всемирной ассоциации водородной энергетики (МАВЭ), председатель технического комитета «Водородные технологии» (ТК 029) 2
Аффилиация:
1 г. Москва, Российская Федерация
2 г. Москва 117292, Российская Федерация
Образец цитирования:
Азаров В.К., Раменский А.Ю. О перспективах использования водорода на городском автомобильном транспорте // Труды НАМИ. – 2020. – № 2 (281). – С. 63–71.
Статья поступила:
25.02.2020
Опубликовано:
22.06.2020
Аннотация:
Введение. Водород в качестве моторного топлива представляет особый интерес как инструмент для изучения особенностей рабочих процессов двигателя внутреннего сгорания.
Цель исследования – определить перспективные направления использования водорода в качестве топлива.
Методология и методы. С начала нашего столетия развернулись весьма интенсивные исследовательские работы по созданию автомобилей на топливных элементах (ТЭ). Электрохимические генераторы на основе технологий ТЭ не выделяют вредных веществ, кроме того в процессе работы практически бесшумны.
Результаты. Некоммерческое партнёрство Национальная ассоциация водородной энергетики (НП НАВЭ) 15 лет назад вышла с предложением, направленным на формирование системы законодательного и нормативно-правового регулирования темпами, опережающими продвижение рынка водородных технологий и технологий ТЭ как в нашей стране, так и на мировой арене в целом.
Практическая значимость. В 2007 г. в Государственную Думу был внесён проект Федерального закона № 496165-4 «Технический регламент по безопасности устройств и систем, предназначенных для производства, хранения, транспортировки и использования водорода». В этой связи по инициативе НП НАВЭ в 2008 г. Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии был учреждён специализированный Технический комитет по стандартизации ТК 029 «Водородные технологии», зеркальный одноимённому техническому комитету ИСО (ISO/TC 197), который в 2010–2020 гг. разработал систему из 33-х национальных и межгосударственных стандартов, большая часть которых идентична международным стандартам ИСО и МЭК.
Ключевые слова:
водород
автомобиль
технология топливных элементов
водородная энергетика
водородная экономика
Список использованных источников:
1. Трофименко Ю.В., Чижова В.С. Оценка загрязнения воздуха аэрозольными частицами менее 10 мкм от транспортных потоков на городских автомагистралях // Экология и промышленность России. – 2012. – Сентябрь. – С. 41–45.
2. Азаров В.К., Кутенёв В.Ф., Сайкин А.М. Проблемы создания экологически чистого автомобиля // Автомобильная промышленность. – 2013. – № 10. – С. 5–7.
3. Азаров В.К. Разработка комплексной методики исследований и оценки экологической безопасности и энергоэффективности автомобилей: дисс. … канд. техн. наук. – М.: ФГУП «НАМИ», 2014. – 137 с.
4. Азаров В.К., Васильев А.В., Кутенёв В.Ф., Степанов В.В. Исследование динамики изменения выбросов вредных веществ от автомобильного транспорта в г. Москва с 2002 по 2030 годы // Известия МГТУ МАМИ. – 2015. – № 4 (26), т. 1. – С. 5–11.
5. Азаров В.К., Гайсин С.В., Кутенёв В.Ф. К вопросу о применении альтернативных видов топлива с целью снижения выбросов твёрдых частиц менее 10 микрон, загрязняющих воздушную среду городов при эксплуатации автомобилей // Альтернативная энергетика и экология. – 2019. – № 10-12 (294-296). – С. 63–70.
6. Раменский А.Ю. Исследование рабочих процессов автомобильного двигателя на бензино-водородных топливных композициях: дисс. … канд. техн. наук. – М.: МАМИ, 1982. – 204 с.
7. Раменский А.Ю. Применение водорода в качестве топлива // АБС-авто. – 2018. – № 2, февраль.
8. National Hydrogen Association; United States Department of Energy. “The History of Hydrogen” (PDF). hydrogenassociation.org. National Hydrogen Association. p. 1. Archived from the original (PDF) on 14 July 2010. Retrieved 17 December 2010.
9. ГТП ООН № 13. Глобальные технические правила, касающиеся транспортных средств, работающих на водороде и топливных элементах.
10. Правила ЕЭК ООН № 134 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения механических транспортных средств и их элементов оборудования в отношении связанных с обеспечением безопасности эксплуатационных характеристик транспортных средств, работающих на водороде.
11. Hydrogencouncil. URL: https://hydrogencouncil.com/en/ (дата обращения: 25.02.2020).
12. Раменский А.Ю. Атомно-водородный газобаллонный электромобиль: фантазии и реальность // АБС-авто. – 2019. – № 10.
Полный текст: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43028920
Автор(ы):
Соломатина Галина Фёдоровна,
Помощник Председателя Экспертного совета1
Аффилиация:
1 ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», г. Москва 125438, Российская Федерация
Образец цитирования:
Соломатина Г.Ф. Вспоминая «Чайку» // Труды НАМИ. – 2020. – № 2 (281). – С. 72–84.
Статья поступила:
04.03.2020
Опубликовано:
22.06.2020
Полный текст: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43028921