Государственный научный центр
Российской Федерации
ФГУП «НАМИ»

+7 495 456-57-00

ул. Автомоторная, д. 2

Об институте

Государственный научный центр Российской Федерации ФГУП «НАМИ» основан 16 октября 1918 года как первый научно-исследовательский институт в области автомобильной теории и технологии. За почти вековую историю ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» прошел огромный путь в области исследования автомобильной науки и техники России.

Государственный научный центр
Российской Федерации ФГУП «НАМИ»


Цели и задачи

Создание инновационного
экологически чистого
транспорта

Научные исследования

Компьютерный инжиниринг

Стандартизация
и идентификация


«НАМИ» — это знания
и мощная техническая база

Государственный научный центр Российской Федерации ФГУП «НАМИ» основан 16 октября 1918 года как первый научно-исследовательский институт в области автомобильной теории и технологии. За почти вековую историю ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» прошел огромный путь в области исследования автомобильной науки и техники России.

История создания и развития «НАМИ» неразрывно связана со становлением и развитием отечественного автомобилестроения. За годы своей деятельности коллектив института внёс значительный вклад в развитие отечественного автостроения, тракторостроения, автомобильного и авиационного двигателестроения и оказал большое влияние на развитие науки в этих областях.

Результатом деятельности института в содружестве с предприятиями отрасли является тот неоспоримый факт, что жизнедеятельность и оборона страны была обеспечена автомобильной техникой преимущественно отечественного производства. При непосредственном участии ученых и конструкторов института были созданы, испытаны и поставлены на производство почти все отечественные автомобили, многие двигатели и тракторы — от первых легковых автомобилей и до мощных высокопроизводительных грузовых автомобилей КАМАЗ, МАЗ, КрАЗ, БелАЗ и многих других.

 

20-30 гг.

В 20-30 годы на производство были поставлены разработанные в институте первые в стране легковые автомобили НАМИ-1 и НАМИ-2, в предвоенные годы — завоевавшие широкую известность гусеничные тракторы СХТЗ-НАТИ, первые отечественные троллейбусы, легковой автомобиль особо малого класса КИМ-10, газогенераторные установки для автомобилей и тракторов.

 

 

 

 

40-50 гг.

В 40-е годы в институте были продолжены работы по созданию унифицированного семейства двух- и трёхосных грузовых автомобилей с двухтактными 4- и 6- цилиндровыми дизелями. В 50-е годы в «НАМИ» были разработаны первые четырехтактные унифицированные 6- и 8- цилиндровые дизели НАМИ-019, послужившие прототипами выпускающихся Ярославским моторным заводом дизелей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238.

 

 

 

 

60-80 гг. В начале 60-х годов были поставлены на производство разработанные в «НАМИ» бензиновый двигатель воздушного охлаждения для автомобиля ЗАЗ-965 «Запорожец» и первая отечественная автоматическая гидромеханическая передача для автобусов ЛиАЗ и «Икарус». В 80-х годах в институте были созданы образцы экспериментальных автомобилей, двигателей, узлов и агрегатов-прототипов техники 2000-х годов.

 

 

 

 


«НАМИ» — сегодня
   

«НАМИ» сегодня — это современная научно-исследовательская, опытно-производственная база, которая позволяет решить любую задачу в области исследований, проектирования, построения, разработки и испытаний автотранспортных средств.

За почти вековую историю ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» прошел огромный путь развития ключевых индустриальных основ и планирует сохранить лидирующие позиции в качестве основного российского индустриального инженерного и регулятивного центра, применяя 95-летний опыт в области научных исследований и развития автомобилестроения.

Сегодня ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» обладает большим потенциалом для роста, являясь современным научно- исследовательским экспериментальным центром развития производства для проектирования, конструирования и испытаний автомобильных платформ.

В 1994 году институт получил статус Государственного научного центра Российской Федерации, а в 2003 году Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии России аккредитовало ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» в качестве Испытательного центра продукции автомобилестроения (ИЦАИ), который становится технической службой с правом проведения испытаний по Правилам ЕЭК ООН.

Указом Президента РФ от 4 августа 2004 года № 1009 НАМИ включен в Перечень стратегических предприятий, имеющих значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ. Также ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» является представителем Российской Федерации в Техническом комитете 22 «Дорожный транспорт» Международной организации по стандартизации.

 


Самая полная история нашего
института в трехтомнике «История НАМИ»

Том I.

В первом томе представлена история образования Научной автомобильной лаборатории и создания института «НАМИ». Показаны деятельность института и участие его сотрудников в Великой Отечественной войне. На конкретных примерах продемонстрированы работы института в послевоенный и настоящий периоды.

 

Особое внимание уделено строительству автомобильного полигона «НАМИ». Приведены материалы о создании НПО «НАМИ» и присвоении институту статуса Государственного научного центра Российской Федерации. Отражено международное научно-техническое сотрудничество «НАМИ» и развитие отечественного автотранспорта.

 

 

 

 

Том II.

Во втором томе приведены важнейшие работы, выполненные отделами и лабораториями института. Среди них: автомобильный отдел, отдел испытаний, тракторный отдел, отдел автомобилей высокой проходимости, отдел грузовых автомобилей, отдел дизайна, отдел автобусов, отдел типажа, аэродинамики и топливной экономичности автомобилей, отдел развития специализированного транспорта, отдел двигателей, отдел газотурбинных двигателей, завод опытных конструкций, отделы стандартизации и технико-экономических исследований, филиал «НАМИ» по техническому обслуживанию, отделы металлов, топлив и масел, полимеров, патентов, энергосберегающих и эколого-информационных технологий, приборов.

 

 

 

 

Том III. В третьем томе приведены важнейшие работы, выполненные отделами и лабораториями института в 2004 — 2008 гг., среди них создание мобильных малогабаритных транспортных средств для сельского хозяйства, школьных автобусов, автотранспортных средств социального назначения, городского автомобиля с комбинированной энергоустановкой, унифицированных автокомпонентов нового поколения, разработка комплекса мер по переводу сельскохозяйственной техники на природный газ и др.

 

Продолжены главы, представленные в первой и второй книгах и посвященные воспоминаниям о ведущих ученых, работавших в институте, а также раздел, связанный с участием ФГУП «НАМИ» в выставках, форумах и семинарах.