Документы
12 февраля 2015 г. в МИА «Россия Сегодня» состоялась мультимедийная пресс-конференция «Безопасность детей в автомобилях: поправки в законодательство РФ». В ходе мероприятия были обсуждены изменения требований к детским автокреслам, представлены данные о смертности и травматизме среди детей в дорожно-транспортных происшествиях в 2013–2014 годах, рассмотрены результаты социологического опроса среди родителей детей до 12 лет по поводу использования детских автокресел. Была дана информация об опыте других стран в сокращении детской смертности и травматизма на дорогах. Речь также пойдет о вступлении в силу технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".
В пресс-конференции приняли участие заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по транспорту Александр Старовойтов, заместитель генерального директора – директор Центра испытаний ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» Денис Загарин, председатель Российского Красного Креста Раиса Лукутцова, начальник отдела главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Максим Белугин.
По данным опроса, проведенного ВЦИОМ в феврале 2015 года, 73% родителей детей в возрасте до 12 лет считают, что самое важное при выборе автокресла для ребенка – наличие сертификата качества. 93% опрошенных родителей считают, что автокресла должны проходить обязательную сертификацию. С родителями согласен закон – вступивший в силу 1 января 2015 года Технический регламент Таможенного союза 018\2011«О безопасности колесных транспортных средств» также требует, чтобы детские удерживающие устройства соответствовали требованиям безопасности ЕЭК ООН № 44-04.
Тем не менее, российский рынок наводнен некачественными и небезопасными детскими удерживающими устройствами, неспособными защитить ребенка-пассажира в ДТП. Центр испытаний ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» в рамках государственного контроля проводил выборочные проверки ДУУ в 2012-2014 годах. 75-80 процентов проверенных образцов не соответствовали требованиям техрегламента, в том числе в части защитных свойств.
В частности, Центром испытаний ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» были протестированы два устройства типа «направляющая лямка», использование которых разрешено действующей формулировкой п.22.9 ПДД РФ. Эти адаптеры как бы корректируют положение ремня безопасности для взрослых пассажиров на теле ребенка, и заявляются производителями как «ДУУ» I, II и III групп. Оба проверенных устройства не прошли испытаний на соответствие требованиям безопасности. Тем не менее, в России они широко распространены и используются как ДУУ при перевозке детей разного возраста.
Последний опрос ВЦИОМ показал, что такие адаптеры находятся на втором месте по популярности– 32% родителей сообщили, что используют их при перевозке детей. Только треть родителей ответили, что знают о небезопасности адаптеров.
«Необходимо внести в ПДД однозначное определение ДУУ, и исключить из Правил формулировку «иные средства, позволяющие пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности» - чтобы вывести из оборота весь ассортимент «корректоров», «фиксаторов» и «направляющих лямок», - считает председатель Российского Красного Креста Раиса Лукутцова. – «Также нужно регламентировать перевозку детей на переднем сиденье до определенного возраста и предусмотреть поправки в Общие положения ПДД касательно ребенка-пассажира (Раздел 1), обязанности водителя (Раздел 2), обязанности пассажиров (Раздел 5.10.)».
ЕЭК ООН и ВОЗ рекомендуют странам принять закон, требующий, чтобы дети были надежно закреплены в удерживающем устройстве и расположены в правильном положении (по направлению движения или против направления движения) при транспортировке в автомобиле, и чтобы удерживающее устройство соответствовало возрасту, росту и весу ребенка. ЕЭК ООН также предписывает странам использование только официально утвержденных детских удерживающих систем и рассмотреть запрет на продажу устройств, не отвечающих стандарту использования в автотранспортных средствах.
Для справки:
Детская смертность в ДТП в России примерно втрое выше, чем в странах ЕС. Это во многом объясняется неиспользованием ДУУ и ремней безопасности при перевозке детей, а также использованием небезопасных устройств. По статистике, 82% пострадавших в ДТП детей-пассажиров в нашей стране перевозятся без ДУУ