История НАМИ
История научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ».
История научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ».
История НАМИ началась 16 октября 1918-го года. Именно в этот день на заседании Коллегии Научно-технического отдела Высшего Совета Народного Хозяйства РСФСР Евгению Чудакову поручили организовать Научную автомобильную лабораторию (НАЛ).
Николай Бриллинг, профессор МВТУ, стал заведующим лабораторией, а Евгений Чудаков – его помощником и заместителем. Уже за год работы лаборатория значительно расширилась, штат сотрудников был увеличен, а в апреле 1921-го года НАЛ реорганизовали в научный автомоторный институт, сокращенно НАМИ.
В первые пять лет работы НАЛ/НАМИ главное внимание было уделено подготовке кадров и созданию необходимого оборудования для лабораторий. Основными разработками в этот период были авиационные двигатели (М-12, М-13, НРБ-100). Также через институт проходили все заявки на импорт по автомобильной тематике.
В середине 1920-х годов в СССР началось создание собственных автомобилей. НАМИ стал в этом вопросе одним из лидеров, ведь уже 1 мая 1927-го года первый автомобиль НАМИ-1 был собран на московском заводе «Спартак». Серийное производство малолитражки с 22-сильным двигателем продолжилось до 1932-го года, всего было произведено 512 машин.
К разработкам легковых автомобилей институт вернулся в 1939-м году, с организацией производства КИМ-10. Этот автомобиль выпускался вплоть до начала Великой Отечественной войны.
Также в это время специалисты НАМИ занимались проектами аэро- и мотосаней, полугусеничными автомобилями (НАТИ-2, НАТИ-ЗИС-42) и даже бронеавтомобилями (БА-НАТИ-80). Были созданы проекты автобусов (НАТИ-А), троллейбусы (ЛК-1,2, ТБ-2), мотоциклы (НАТИ-750), трактора, множество двигателей самых разных типов.
В 1930-м году от НАМИ отделили подразделение авиационных двигателей. В условиях бурного роста авиационной промышленности СССР было необходимо создать отдельное предприятие по выпуску таких двигателей. Сам институт вновь был переименован: в 1931-ом году он получил название Научный автотракторный институт (НАТИ).
В 1930-м году произошло важнейшее в истории НАМИ событие: предприятию выделили участок земли в Лихоборах для создания обширной лабораторно-испытательной базы. Большое количество разработок НАМИ в 1935-38 годах внедрили в массовое и серийное производство для нужд сельского хозяйства, а один из конструкторов института удостоился Сталинской премии. НАМИ вошел в первую категорию предприятий СССР.
22 июня 1941-го года, без объявления войны, нацистская Германия напала на Советский Союз. НАМИ с первых дней перешел на военный режим работы: потушенные огни, закамуфлированные здания, усиленная охрана жизненно важных объектов (электроподстанции, водонапорной башни, складов ГСМ). Многие сотрудники ушли добровольцами на фронт.
НАМИ командировал группы специалистов на другие заводы для налаживания выпуска принятых в производство изделий предприятия. Завод опытных конструкций переключился на выпуск продукции военного назначения. Там отливали корпуса для гранат Ф-1 («Лимонка»), наладили выпуск частей ракет для знаменитой «Катюши». Работники НАМИ участвовали в строительстве укреплений вокруг Москвы, а на территории предприятия оборудовали дальнобойную огневую точку. На эвакуированных в Мелекесс мощностях института наладили выпуск 76-мм снарядов.
Враг был отброшен от Москвы. В 1942-м году был дан приказ о реэвакуации, в 1943-м НАМИ освободили от выпуска военной продукции. Специалисты НАМИ провели большую работу по внедрению в производство дизель-мотора КД-35, прошли опытные испытания трактора «Кировец-35».
Послевоенные годы НАМИ стали временем разработки и изучения новых направлений в автомобильной технике, значительного расширения экспериментальной базы. В июне 1946-го года тракторный отдел был выведен из состава института в отдельный, Научный тракторный институт, а нашему предприятию вернулась аббревиатура НАМИ.
Еще в предвоенные годы был поднят вопрос о необходимости создания в стране испытательного автомобильного полигона. В конце 50-х имеющееся проектное задание доработали, а первую очередь работ закончили в 1964-м году. Так появился филиал НАМИ под Дмитровом – Центральный научно-исследовательский полигон. Он стал крупнейшим в Европе автополигоном, оборудованным уникальной испытательной базой.
В послевоенные годы в НАМИ активно развиваются разработки в области альтернативных источников топлива. В 1948-м году успешно проходит испытания разработанный в институте паровой автомобиль, в начале 50-х выпускается газогенераторный автомобиль Урал-ЗИС-352, были созданы и запущены в производство первые отечественные грузовые электромобили НАМИ-ЛАЗ-750 и НАМИ-ЛАЗ-751.
Созданные в НАМИ автомобили НАМИ-020 и НАМИ-021 послужили прототипами для знаменитых «Уралов». При выборе малолитражного легкового автомобиля для массового производства были учтены рекомендации специалистов НАМИ и был сделан выбор в пользу «Фиат-124», доработанная версия которого стала ВАЗ-2101. Активно разрабатываются и внедряются в производство новые автомобильные двигатели.
В 1975-м году институт был утвержден головным в отрасли, усилены отделы автомобилей высокой проходимости и газотурбинных двигателей. Особое внимание уделяется вопросу экологии, в связи с мировым ужесточением норм. В 1976-м году строится инженерный корпус.
Одной из последних разработок НАМИ перед девяностыми годами стали опередившие свое время «Дебют» и «Компакт», созданные для ЕлАЗ в 1987-88 годах.
В 90-е НАМИ, как и множество других предприятий по всей стране, переживал тяжелые времена. Сократился государственный заказ, а крупнейшим российским автоконцернам было не до исследовательской деятельности. Но во многом благодаря коллективу профессионалов институт пережил этот период. И даже в самые сложные моменты научная и конструкторская деятельность не прекращалась.
В 1994-м году НАМИ получил статус Государственного научного центра Российской Федерации. В 1995-м году совместно с ГАЗ была создана «Волга-Престиж», в 1997-м вместе с АЗЛК - НАМИ «Гренадер».
С 2003 года НАМИ проводит Международный автомобильный научный форум, сокращенно МАНФ, объединяя представителей транспортной индустрии России и мира.
В 2013 году НАМИ приступил к работе над проектом Единая модульная платформа (ЕМП) – семейством автомобилей класса люкс, предназначенных, в том числе, для перевозки и сопровождения первых лиц государства. Широкую известность проект получил под брендом AURUS, а впервые автомобили были представлены широкой публике 7 мая 2018-го года на инаугурации Президента Российской Федерации.
НАМИ активно развивает беспилотные технологии, успешный пример – интеллектуальная транспортная система, разработанная в стенах института и позволяющая создавать полностью автоматизированные транспортные средства.
На базе ЕМП был создан водородный автомобиль NAMI Hydrogen, в 2022 году состоялась презентация электромотоцикла AURUS Merlon. В 2024 году NAMI Hydrogen был обновлен, став самым мощным автомобилем в мире на водородных топливных элементах класса люкс.
Сегодня НАМИ является ведущим научно-инжиниринговым центром, обладающим всеми компетенциями для разработки и производства транспортных средств. Спустя более 100 лет мы остаемся в авангарде индустрии и продолжаем свою исследовательскую и конструкторскую деятельность по созданию современного транспорта.