Детей, получивших ранения в ДТП на российских дорогах, стало больше. В первом полугодии на 7 процентов. Такова статистика ГИБДД.
Так получается, что "пассажирам" в удобных космических креслах безопаснее, чем порой детям в своих автомобильных на Земле.
Эксперты утверждают, причиной тому зачастую становятся некачественные детские кресла (удерживающие устройства). И по конструкции, и по исполнению. Что, не можем сделать надежные устройства для детей, как скафандры и кресла космонавтов? Можем.
Но на рынке их пока мало. Конкурировать с дешевыми импортными креслами практически невозможно. Но именно к ним у экспертов масса претензий. Дешевое кресло по определению не может быть хорошим, рассказал "Российской газете" заместитель гендиректора Государственного научного центра РФ ФГУП НАМИ Денис Загарин. Имеет значение и материал, и конструкция, и качество сборки. Эксперт сообщил, что раз в году в рамках государственного контроля они закупают в торговых сетях кресла и "иные устройства".
Исследуют их. Последние три года испытания показывают, что до 95 процентов товаров можно смело отбраковывать.
Есть возможность постоянно контролировать качество? Вполне. Для этого в нашей стране действует техрегламент Таможенного союза, по которому к детским креслам предъявляются требования по обязательной проверке их безопасности. Кроме того, применяются правила Европейской экономической комиссии ООН, по которым мы обязаны признавать европейские сертификаты на этот товар.
"Но у нас есть две основные беды. Первая - у лабораторий, которые проводят испытания, нет технической возможности провести их качественно", - рассказывает эксперт. По его словам, например, возможность провести испытание на "катапульте" (к креслу пристегивается манекен-ребенок, а потом моделируется авария и смотрится, цел ли малыш или получил повреждения) есть только в одной лаборатории - в Дмитрове. Как работают остальные - не понятно, констатирует эксперт. "И получается, вроде производители и продавцы детских удерживающих устройств продают их с законными сертификатами на руках, но вместе с тем трудно признать эти документы легитимными", - добавляет Денис Загарин.
Вторая проблема - в правилах дорожного движения, продолжает он. В них говорится, что перевозка детей допускается при применении специальных кресел или иных приспособлений. И эти "иные" несут особую опасность для детей. "Разного рода адапторы, корректоры, лямочки, треугольнички не могут служить удерживающими устройствами. А ежегодные испытания показывают, что в случае аварии они очень часто просто сминают до позвоночника желудок и другие внутренние органы ребенка", - рассказывает эксперт. Кстати, "иные" устройства не сертифицируются.
Корреспонденты "РГ" попытались найти в продаже российские кресла, к которым у экспертов практически нет претензий - они проходят нормальную сертификацию. Увы, с первого раза не нашли.
"Правильно, - объяснил Денис Загарин. - Доля рынка маленькая. Полностью российские кресла - это единицы процентов. Есть еще российские бренды (разрабатываются у нас, а производятся в Китае), таких - не более 10 процентов".
Зато мы увидели разброс цен. Можно, например, купить детское автомобильное кресло за 1-1,5 тысячи рублей. Но продавец честно признался: "Прослужит не больше года".
Маловато. Обычно родители рассчитывают года на три. Одна из мам подтвердила: "Купили в прошлом году такое кресло. Сейчас ищем новое. Экономить не будем". Цены на приличное кресло могут начинаться с пяти тысяч рублей и доходить до 20-34 тысяч рублей. Последние - только европейского производства, там с сертификацией тоже все в порядке, но они не каждому по карману. Российские, говорят, дешевле. Но где они?
Текст: Марина Гусенко
Источник: http://www.rg.ru/