С 16 марта 2012 г. на некоторых сайтах сети интернет появились сообщения с высказыванием беспокойства относительно разработанного ФГУП «НАМИ» ГОСТ Р 54120-2010 «Двигатели автомобильные, Пусковые качества. Технические требования», который вступил в силу 1 сентября 2011 года. По данному стандарту высказывается ряд критических замечаний, касающихся малых значений отрицательных температур окружающей среды, при которых двигатель должен надежно запускаться.
ГОСТ Р 54120-2010 разработан с учетом требований согласованного с Минобороны России ОСТ 37.001.052-2000 «Двигатели автотранспортных средств. Качества пусковые. Технические требования» в рамках утвержденной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Программы национальной стандартизации 2010 г., прошел публичное обсуждение в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании», утвержден и введен в действие Росстандартом.
Стандарт устанавливает добровольные для применения изготовителями автомобильных транспортных средств (АТС) требования к пусковым качествам двигателей с различными системами пуска, их узлам и агрегатам, а также системам АТС, от которых зависят пусковые качества двигателей. Он распространяется на поршневые четырехтактные двигатели с принудительным зажиганием (бензиновые двигатели) и двигатели с воспламенением от сжатия (дизели) за исключением двигателей большегрузных автомобилей мощностью более 625 кВт (850 л.с).
В стандарте, в частности, приведены указанные ниже в таблице минимально допустимые требования по пусковым качествам двигателей АТС, включая двигатели старых конструкций выпускаемые в запчасти, которые должны выполняться при использовании даже низкосортных горюче-смазочных материалов допустимых к применению. Указанные требования были сформированы на основе многочисленных испытаний по оценке пусковых качеств двигателей.
Тип двигателя | Вид пуска двигателя | Температура, С | |
Бензиновые двигатели | Пуск холодного двигателя без применения устройств облегчения пуска | -20 | |
Пуск холодного двигателя с применением устройств облегчения пуска | -30 | ||
Пуск после предпускового подогрева двигателя | от -45 до -60 | ||
Дизели | С камерой в поршне | Без применения устройства облегчения пуска | -12 |
С камерой в поршне и турбонаддувом | -10 | ||
С камерой в поршне | С применением устройства облегчения пуска | -30 | |
С камерой в поршне и турбонаддувом | -25 | ||
С разделенными камерами | -20 | ||
С камерой в поршне | После предпускового подогрева | -45 | |
С разделенными камерами | -60 |
Необходимо особо отметить, что данные добровольные для применения требования не накладывают каких-либо ограничений на изготавливаемые двигатели с более высокими показателями пусковых качеств, гарантируемых большинством производителей, и указываемых, как правило, в технических условиях и эксплуатационных документах на каждое АТС. Например, для автомобилей Lada Priora, производимых ОАО «АвтоВАЗ», такие показатели составляют минус 27°С.