На завершившейся недавно сессии стран Соглашения, проходившей под патронатом Европейской Экономической комиссии ООН, возглавить рабочую группу подготовки нормативов поручили представителю РФ Денису Загарину, руководителю Научно-исследовательского центра НАМИ (Дмитровского полигона). Денис Загарин дал разъяснения для читателей «За рулем.РФ», что даст реализация проекта. — Сразу обращу внимание: все, что проект предполагает, обретет статус законного акта, обязательного к повсеместному исполнению. Разработаны соответствующие требования, которые будут включены в национальный Техрегламент о безопасности колесных транспортных средств (по ним, как известно, сертифицируются все ТС). Они же вскоре должны стать обязательными в странах Таможенного союза.
1 октября 2014 года в РФ вступит в силу обязанность оснащать устройствами экстренного реагирования новые, впервые проходящие сертификацию автомобили, которые перевозят опасные грузы и пассажиров. А с начала 2017-го такими системами должны быть оборудованы не только они, но и все без исключения машины, выпускаемые в обращение на российский рынок.
На сессии стран Женевского соглашения возглавить рабочую группу подготовки международной системы экстренной помощи на дорогах поручили представителю РФ Денису Загарину, руководителю Научно-исследовательского центра НАМИ.
Принцип действия очевиден. С места ДТП подается сигнал оператору системы. Чтобы исключить ложную тревогу, тот делает проверочный звонок и, получив подтверждение факта происшествия, направляет к месту аварийную бригаду. Группы реагирования должны быть распределены так, чтобы каждая смогла соблюсти «правило золотого часа» — при тяжелых авариях, чаще всего, только в течение часа можно успеть спасти жизнь. Планируем создать две генерации системы, продолжил Денис Загарин, — с ручным и автоматическим реагированием. Во втором случае понадобится решить непростую инженерную задачу: найти «рабочее место» для аппарата. Размещать в бамперах не стоит — можно поднять тревогу всего лишь после касания с препятствием. Если в полу машины, то в каком месте? В различных его точках скорость деформации и характер сминания разные. Больше того, специалисты АВТОВАЗа доказали, что в разных моделях автомобилей «тревожные» точки должны быть расположены в разных местах… Настройка системы пассивной безопасности — дело тонкое, ее невозможно унифицировать... Еще один вариант — «привязать» датчики SOS к датчикам срабатывания подушек безопасности. Словом, идет поиск.
— Но и производители, и перевозчики наверняка усомнятся: так ли необходимы устройства экстренного реагирования? И зачем нам инициировать подобные новации, если более продвинутое зарубежье ничего такого не предлагает… Мотив «непонятливости» прозрачен — аппаратура удорожает автомобиль.
— Так же точно все «сомневались», когда шло внедрение ABS и других систем безопасности, а теперь они входят в базовые комплектации машин. Иные производители считают, что за те же деньги лучше превратить автомобиль в конфетку — поработать с его дизайном, установить продвинутую систему мультимедиа... Что же до наших потребителей, то об их взыскательности ходит анекдот: «русский пакет» при покупке иномарки — кожаный салон и фары-ксенон. Но не спрашивают, целы ли аэрбеги, не нарушено ли крепление ремней безопасности, не деформирован ли кузов после аварии…
Россияне низко ценят собственную жизнь и здоровье. И не только собственную. Меня, мягко говоря, удивляет, когда вижу женщину за рулем, а ее ребенок стоит между задними сиденьями, а то и вовсе сидит у нее на коленях… Во всех случаях, касающихся человеческой безопасности, я сторонник самых жестких мер. По факту, если в машину такой мамаши врежется другой автомобиль и с малышом случится страшное, водителя того автомобиля осудят строжайше. Но даже если он закоренелый нарушитель и был в стельку пьян, наказывать нужно и преступно беспечную мать — за то что не удосужилась усадить ребенка с детское кресло, хотя бы пристегнуть ремнем. Эта беспечность называется «соучастие в нанесении повреждений лицу, находящемуся в заведомо беспомощном состоянии». За это давно пора карать. Но такой правоприменительной практики у нас, увы, нет. Поэтому государство вынуждено выполнять функции высшего перста — чтобы все были живы-здоровы. И ученые НАМИ останутся частью системы предотвращения аварий и катастроф на дорогах, как бы этому не противились.
— Для России система экстренного реагирования актуальна в высшей мере. Но не настолько актуальна для большинства стран Женевского соглашения, где статистика жертв в ДТП намного лучше. Тем не менее ее приняли…
— Мы могли бы узаконить норматив в России и тем ограничиться. Так бывало, когда вводили у себя стандарты управляемости, устойчивости, загазованности, запотевания и обледенения… Но на эти чисто внутренние нормативы влияли национальные особенности эксплуатации или наши климатические особенности. Здесь иная ситуация: система обеспечения безопасности ни одной страны не совершенна. И потом, наше предложение продолжает традицию доброго сотрудничества с зарубежными коллегами в русле политики международной деятельности РФ в области техрегулирования. Впрочем, дело не только в политике. Правила техрегулирования нужно гармонизировать из чисто практических соображений — чтобы облегчить прохождение межгосударственных технических барьеров тем, кто работает в реальном секторе экономики. Импортеры и производители лучше других понимают, насколько это важно.
К сказанному в интервью — новость последних дней. Федеральный сетевой оператор «НП «ГЛОНАСС» сообщил нашей редакции, что в рамках проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» к инфраструктуре системы экстренного реагирования при авариях готовят подключить 62 региона РФ в дополнение к восемнадцати, подключенным ранее. К концу 2013 года система охватит всю территорию РФ. Таким образом, инициатива НАМИ продолжает воплощаться в реальность. Следующий шаг к созданию международной службы — за зарубежными странами.
Представители России (в большинстве это сотрудники НАМИ) работают в профильных рабочих группах Европейской экономической комиссии ООН по световым приборам, пассивной безопасности, общих предписаний и всех других. В том числе в самой авторитетной — группе WP.29. В ней объединены лучшие в своей области умы мира. Отсюда понятны роль и влияние наших специалистов на развитие планетарного прогресса автотехники. А в деле обязательного внедрения систем безопасности на транспорте Россия признана пионером.