Власти предложили российским автозаводам создать производство представительских автомобилей совместно с иностранными партнерами.
Техзадание по разработке и выпуску линейки машин разных классов — от лимузина для первых лиц страны до автомобилей классом ниже, в том числе минивэнов, сформировали управление делами президента и Федеральная служба охраны, рассказал управделами президента Владимир Кожин на «деловом завтраке» «Российской газеты». Параметры новых автомобилей не должны быть хуже существующих аналогов, заметил он.
В парке управделами президента — автомобили BMW, Ford и «Волга», отметил Кожин. Производство иномарок локализовано в России и формально их можно считать отечественными, но все же это иностранные марки, отметил он. В рамках обновления автопарка управделами президента(он составляет около 3000 машин) ежегодно закупается 300-400 автомобилей, рассказал «Ведомостям» представитель управления.
Платформа новых автомобилей и площадка для их производства будет выбрана по итогам конкурса, но когда он состоится, Кожин не пояснил. Предложения готовят две команды, отметил он. В первую входит ЗиЛ, подтвердил Кожин. Во второй команде — группа ГАЗ (сказал источник, близкий к компании). Имена иностранных партнеров обеих команд Кожин не назвал. Сбором предложений от участников процесса по заданию Минпромторга занимается Государственный научный центр НАМИ, уточнил замгендиректора по связям с общественностью института Андрей Гармай.
План развития «АвтоВАЗа» до 2020 г. не предусматривает производство автомобилей представительского класса, отметил директор по внешним связям компании Игорь Буренков. Нет пока таких планов и у «Соллерса», сказал его представитель.
ЗиЛ претендует на индустриализацию проекта, рассказал источник «Ведомостей», близкий к заводу. Производство лимузинов «ЗиЛ», разработанных еще во времена Советского Союза, продолжается здесь до сих пор, правда, речь идет о единичных заказах — например, из Китая, добавляет собеседник. Представитель ЗИЛа отказался от комментариев.
Группа ГАЗ на базе дочерней структуры, тоже в штучном режиме, выпускает и восстанавливает лимузины, рассказывает источник в группе. Для проекта властей компания помимо своих мощностей планирует предложить донорскую платформу — совместно с иностранным партнером, говорит он. Кто это будет, собеседник не уточняет, лишь отмечает, что переговоры ведутся с несколькими зарубежными автоконцернами. Несколько лет назад группа ГАЗ приобрела линию Chrysler, где начала выпуск представительских Volga Siber, но спрос на машины оказался небольшим, в итоге проект был заморожен, а мощности использованы для организации контрактного производства иномарок, напоминает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Для производства лимузинов платформа Chrysler использоваться не будет, добавляет сотрудник группы ГАЗ (связаться с ее представителем вчера не удалось).
В проекте будут использованы механизмы государственно-частного партнерства, сказал Кожин, но не назвал объемы планируемого финансирования проекта и пропорции участия в нем бизнеса и бюджета. Создание новой платформы может обойтись в несколько сотен миллионов долларов, думает Беспалов. Инвестиции могут составить $0,5-1 млрд, если платформу (со всеми агрегатами) будут разрабатывать с нуля, считает директор отраслевого портала auto-dealer.ru Олег Дацкив. «Из-за ограниченного спроса по своей себестоимости машины окажутся золотыми, — отмечает Дацкив. — В этой ситуации для чиновников выгоднее продолжить закупку иномарок, которые производятся или планируются к выпуску в России».
Российскими властями уже предпринимались попытки массово пересадить чиновников на отечественные автомобили — на «Волги» и «Москвичи» с подачи Бориса Немцова и Юрия Лужкова, но эти идеи так и не прижились, а само производство прекратилось, напоминают Беспалов и Дацкив. С точки зрения имиджа страны, развивающей автопром, важно, чтобы первые лица ездили на отечественных машинах, соглашается Дацкив. Но для этого не стоит ввязываться в масштабный проект, лучше ограничиться контрактом на выпуск нескольких российских лимузинов, уверен эксперт.
Разрабатывать платформу с нуля экономически нецелесообразно, считает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов, заимствование платформы существенно удешевит и ускорит реализацию проекта. Такой подход будет выгоден и иностранным партнерам — если заимствованная платформа (или компоненты) будет совпадать с той, на которой они выпускают машины в России, добавляет эксперт.