В три раза чаще российские ребятишки – пассажиры автомобилей – погибают на дорогах страны при ДТП, чем их европейские сверстники.
И виной тому — или отсутствие в машине специальных детских кресел, или наличие таких удерживающих устройств, которые не обеспечивают безопасность ребёнка.
Наш эксперт — заместитель заведующего отделением безопасности автомобилей Центра испытаний ФГУП «НАМИ» Антон Журавлёв.
Как испытывают детские автокресла? Чтобы увидеть это, мы отправились в Дмитровский район Московской области на автополигон НАМИ. Очень серьёзным исследовательским центром этот полигон оказался. Самым большим в Европе. Здесь в общей сложности 110 км испытательных дорог, чтобы можно было проверить, как тот или иной автомобиль поведёт себя на грунтовке или на булыжной мостовой, на бетонном или базальтовом покрытии... Здесь можно создать условия тумана и проливного дождя... Здесь проверяют прочность деталей автомобилей при опрокидывании и столкновении... Ну и, в частности, разбираются, защитит ли ребёнка при ДТП то удерживающее устройство, в котором он сидит в автомобиле.
Манекенов, на которых проводят испытания, здесь несколько. В шутку их называют «мама», «папа», «тётя», «дядя»... Есть три ребёнка — 3, 6 и 12 лет. А недавно закупили ещё и манекен младенца 9 месяцев. Все они — очень сложные устройства, оборудованные датчиками, расположенными в голове, в груди, ногах, руках, которые показывают, что происходит с мозгом, скелетом, внутренними органами, если мы, не дай бог, попадём в ДТП во время поездки в автомобиле.
Сегодня у нас попадает в аварию «6‑летний ребёнок». Его манекен сажают в детское автокресло, которое закреплено на сиденье — имитации заднего сиденья автомобиля. Сиденье стоит на тележке. Тележка движется по рельсам, её можно оттянуть тросом назад на 10 м, затем отпустить, и она полетит вперёд, будто камень, выпущенный из рогатки. Тележка помчится со скоростью 25 км в час и врежется в штырь. Что будет манекену от такого столкновения? В этом испытании нас интересует, как кресло защитит внутренние органы ребёнка при фронтовом ударе.
Антон Андреевич Журавлёв, комментирующий происходящее, показывает нам кирпичик глины. Кирпичик сначала нагревают до определённой температуры, чтобы по своим физическим свойствам — вязкости и плотности — он походил на наши внутренние органы, а потом вставляют его в брюшную полость манекена и закрывают толстым слоем поролона.
Манекен закрепляют в детском автокресле штатными ремнями безопасности. Тележку откатывают назад, «выстреливают» ею, и она летит вперёд, навстречу страшному удару. Скорость — всего 25 км, а такое впечатление, что вся конструкция сейчас разлетится вдребезги.
Что стало с нашим «ребёночком», который после удара закинул одну руку за голову, как будто защищаясь от той опасности, которая ждёт его впереди? Манекен отстёгивают и вынимают из живота «кирпичик». Он свою форму сохранил.
Конечно, ни одному малышу не пожелаешь такое пережить, но если бы с кем-то это случилось, ребёнок был бы, без сомнения, напуган, может быть, ему было бы немного больно от врезавшихся в тело ремней, но его внутренние органы не пострадали бы. И он остался бы жив!
А теперь манекен сажают прямо на «заднее сиденье» автомобиля, а штатные ремни безопасности пропускают через корректор, который сдвигает ремень, идущий по диагонали, вниз, чтобы он не задушил ребёнка. Внутри манекена вновь разогретый до температуры тела глиняный кирпичик. Тележка оттягивается назад и «выстреливает». Удар! Мы еле успеваем увидеть, как манекен буквально сложился пополам, подавшись вперёд. Извлечённый из живота кирпичик изогнут и деформирован. Увы, корректор, на котором, между прочим, написано, что товар прошёл сертификацию, не защитил «ребёночка» от гибели. Нижний ремень безопасности, сдвинутый корректором, прошёл ровно по мягким тканям живота и раздавил их. Значит, такое «удерживающее устройство» не защитит малыша в случае ДТП, оно только позволит избежать штрафа в 3 тысячи рублей, если вас остановит сотрудник ГИБДД и поинтересуется, пристёгнут ли малыш в машине.
Это мы ещё не проверили, как перенесёт экстренное торможение мозг, что будет с шейкой ребёнка при боковом ударе, когда голова не защищена подголовником, а малыша удерживают на сиденье лишь ремни, пропущенные через корректор.
Ну что тут скажешь? Как наказать производителя таких корректоров, лямок и прочих «иных удерживающих устройств»? Линчевать? Речь-то ведь идёт о жизни детей! А никак не накажешь.
Да, наша страна подписала Женевское соглашение о единых требованиях к оборудованию, которое может быть установлено на транспортных средствах. В правилах Европейской экономической комиссии сказано, что лямка ремня безопасности сама по себе, с корректором или без него, не может рассматриваться как детское удерживающее устройство. Но у нас в Правилах дорожного движения, пункт 22.9, написано, что перевозка детей в автомобиле должна осуществляться или с использованием детских удерживающих устройств, говоря обыденным языком, детских кресел, или при помощи иных средств, позволяющих пристегнуть ребёнка с помощью ремней безопасности. Вот это выражение «иные средства» и позволяет производителям безнаказанно выпускать все эти корректоры, адаптеры, направляющие лямки да ещё и утверждать, что они прошли сертификацию, хотя по правилам той же Европейской экономической комиссии они этой сертификации даже не могут подлежать. И пока «иные средства» не будут убраны из ПДД, производители и дальше могут вводить нас, покупателей, в заблуждение и играть жизнями наших детей.
А добротные, сертифицированные детские автокресла, после того как их объявили обязательными для перевозки детей в Европе, между прочим, снизили детскую смертность при ДТП на 71%.
— Специалисты давно задумывались, можно ли достичь детской безопасности в автомобиле дешёвыми и простыми способами. В конце 80‑х — начале 90‑х годов они изучали, почему нельзя пристегнуть ребёнка взрослым ремнём безопасности. Оказалось, что диагональная лямка ремня за счёт маленького роста ребёнка ложится не на его плечо, а на шею, и в случае удара шея получает серьёзные травмы. Эксперты, чтобы этого избежать, решили направить диагональную лямку вниз — опустить её на плечо. Этого можно достичь корректорами и адаптерами... Но специалисты не учли того, что как только они опускают диагональную лямку, поднимается поясная. И ложится не на прочнейшие тазовые кости, а на брюшную полость.
Тогда же, в 90‑х годах, такие устройства в ЕС были категорически запрещены, и в настоящее время нигде в странах Женевского соглашения они не применяются. К сожалению, за исключением РФ.
Источник: http://www.aif.ru/
Автор: Марина Матвеева
Видео: Екатерина Изместьева