Разработчики ставшего уже притчей во языцех «ё-мобиля» в очередной раз не сдержали своего слова. Объявлено, что машина будет дороже, чем заявлялось изначально. Между тем предполагалось, что низкая цена будет одним из главных конкурентных преимуществ автомобиля, разрабатываемого компанией Михаила Прохорова. Список таких невыполненных обещаний уже довольно велик.
Компания «Ё-авто» обещает показать прототип серийного автомобиля в апреле 2013 года. «Это будет прототип, но он на 90–95% соответствует всем технологиям готового автомобиля. Мы покажем всем потребителям качество автомобиля и продемонстрируем нашу электрическую трансмиссию», – рассказал председатель совета директоров группы компаний «Яровит» и бывший гендиректор «Ё-авто» Андрей Бирюков, передает Прайм.
Он заверил, что испытания трансмиссии завершились, а в настоящее время идет ее настройка. Изначально предполагалось, что вместе с двигателем внутреннего сгорания, который сможет работать на бензине или газе, у «ё-мобиля» должен быть еще и электромотор.
Первым серийным «ё-мобилем» станет кроссовер, но более высокого класса, чем объявлялось ранее, соответственно, и цена будет выше, рассказал Бирюков, не уточнив, насколько. В начале 2010 года стоимость «ё-мобиля» называлась в рамках 350–450 тыс. рублей. Потом стали говорить, что цена будет все-таки на уровне полумиллиона рублей.
«Причина повышения цены – в том, что изначально компания делала ставку на создание хэтчбека, а не кроссовера. Потом потребителям было предложено проголосовать за тот автомобиль, который они хотели бы видеть «ё-мобилем». Оказалось, что российский потребитель предпочитает кроссовер. Поэтому в компании посчитали нужным выпускать такую модель. Очевидно, что кроссовер – более крупная машина, для ее изготовления нужно больше материала и более мощный двигатель. Возможно, этим и обусловлено повышение цены», – рассуждает отраслевой аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.
Кроме того, по его мнению, цена на «ё-мобиль» изначально была не совсем адекватной для такого технологического проекта и заявленного объема выпуска автомобиля. «Для такого экспериментального автомобиля объем имеет первостепенное значение, потому что надо отбить инвестиции и что-то заработать. Объем был заявлен очень низкий. Чем выше объем, тем ниже себестоимость производства автомобиля», – поясняет Рожков. Напомним, что мощность завода в Санкт-Петербурге должна была составить изначально 45 тыс. автомобилей в год, а потом вырасти до 90 тыс. в год. Но первая партия должна была составить всего 25 тыс. машин.
Рост стоимости цены на автомобиль также объясняется возросшими затратами в связи с переносом сроков производства. Себестоимость автомобильного производства до 2015 года будет расти в среднем на 11%, указывала отраслевой аналитик ИФК «Метрополь» Анна Долайчук.
«Затягивание сроков свидетельствует о проблемах, увеличении расходов. Компенсировать эти издержки невозможно, поскольку проект создается практически с нуля. Единственный вариант – увеличение стоимости конечной продукции, что уже фактически и происходит. Однако рост цен означает и рост требований к конечному продукту. Очевидно, что новой марке придется вступить в жесткую конкурентную борьбу за потребителя, а поднимая цены, «ё-мобиль» теряет одно из ключевых конкурентных преимуществ», – говорит газете ВЗГЛЯД директор филиала «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» в Санкт-Петербурге Олег Семенов.
Какие обещания не сдержали
Это уже далеко не первый случай, когда разработчикам проекта гибридного автомобиля Михаила Прохорова приходится менять планы.
На прошлой неделе компания объявила о переносе сроков запуска серийного производства «ё-мобилей» на строящемся под Санкт-Петербургом заводе. Изначально выпуск планировалось начать летом этого года, потом сроки были сдвинуты на конец 2012 года. На прошлой неделе старт перенесен на конец 2014 – начало 2015 года.
Причиной срыва сроков были названы проблемы с американским подрядчиком по выпуску кузовов. Он якобы не выполнил в срок контракт на разработку кузова, поэтому российской компании пришлось самой заняться разработкой кузова и сдвинуть сроки проекта. За это Андрея Бирюкова попросили уйти с должности гендиректора «Ё-авто».
В итоге почти двести тысяч человек, которые сделали онлайн-заказ на «ё-мобили», получат свою машину как минимум через два года. Теперь получается, что еще и по более высокой цене, чем предполагали. Хорошо, что для заказа «ё-мобиля» не надо было вносить никакой предоплаты.
Проект «Ё-авто» до сих пор основан исключительно на обещаниях. Когда-то «Ё-авто» обещала построить в 2011 году первые 40 автомобилей для проведения «вживую» сертифицированных краш-тестов, а к октябрю 2011 года – утвердить список поставщиков компонентов. На дворе уже сентябрь 2012 года, однако автомобиль до сих пор ни разу не был испытан в традиционном «краш-тесте». Это значит, считает генеральный директор ФГУП «НАМИ» Максим Нагайцев, что конструкция не одобрена, автомобиля не существует как продукта, который можно готовить к производству». «Два года намерений и макетов за объявленные 150 млн долларов (4,5 млрд рублей) далеки от реальной промышленной практики автопрома», – добавляет он.
Список поставщиков также, вероятно, далек от окончательного утверждения, если учесть причину, по которой были перенесены сроки запуска серийного производства.
Техническая концепция силовых агрегатов в проекте менялась несколько раз. Говорили и о микротурбинных двигателях, и о роторно-лопастных, и об обычных ДВС.
В 2010 году планировалось установить на машины поршневые двигатели немецкой компании Weber. Потом стали говорить о планах использования в автомобилях роторно-лопастных двигателей, работающих на природном газе, российского производства.
Однако летом прошлого года Бирюков заявил, что первые «ё-мобили», которые сойдут с конвейера завода под Санкт-Петербургом, будут оснащаться классическими гибридными двигателями, а не роторно-лопастными установками. Он объяснил это тем, что нужен будет еще год для проведения тестов роторно-лопастной силовой установки, и только потом их смогут поставить на реальные машины.
В январе 2012 года Бирюков объяснил, что при испытании роторно-лопастного двигателя выявлены проблемы. «Что касается роторно-лопастного мотора, он проходит испытания. Появились некоторые проблемы, связанные с материалом уплотнительных колец. Мы сейчас ждем от наших немецких партнеров, которые их изготавливали, новый комплект. Поскольку температуру, которую мы ожидали, что они будут держать, кольца не выдержали – они просто поплыли на 650 градусах. Как только мы получим новый материал – продолжим испытания», – рассказал гендиректор «Ё-авто» радиостанции «Сити-FM».
Теперь оказывается, что двигатель уже полностью готов, вот только какой именно – обычный или роторно-лопастный или еще какой – Бирюков сегодня не уточнил. В пресс-службе «Ё-авто» оперативно не смогли пролить свет на это обстоятельство.
Дизайн того же «ё-кроссовера» менялся неоднократно. Впервые модель была показана публике зимой 2011 года в форме спортивного кросс-купе. Летом прошлого года компания показала кроссовер с обновленным дизайном. Однако он не понравился покупателям, которые оформили предварительный заказ на автомобиль. Поэтому в конце 2011 года «Ё-авто» отозвала «ё-кроссовер» из демонстрационного тура по России, объяснив это желанием изменить дизайн машины. Этим летом компания опубликовала изображение нового дизайна экстерьера «ё-кроссовера». Автомобиль получил обновленный дизайн дверей, новое оформление передних фар, появились противотуманки и светодиодные задние фонари. Будет ли в четвертый раз меняться дизайн кроссовера, который покажут в 2013 году, пока не ясно.
Концепция производства «ё-мобилей» предусматривает налаживание его выпуска на различных производственных площадках. Первый завод должен открыться под Санкт-Петербургом мощностью 45 тыс. автомобилей в год с возможностью удвоения объемов. Летом прошлого года сам Михаил Прохоров говорил, что сборка «ё-мобилей» может начаться еще и на АвтоВАЗе. «АвтоВАЗ может быть одной из площадок, готовых их собирать», – говорил Прохоров.
В феврале 2012 года Прохоров заявил, что следующий завод для выпуска «ё-мобиля» надо строить на Дальнем Востоке, «чтобы там развивалось собственное инновационное производство». А в начале лета Андрей Бирюков заявил, что «ё-мобили» будут выпускать еще и во Вьетнаме. В конце 2012-го – начале 2013 года «Ё-авто» собирается подписать соглашение с одной из вьетнамских компаний о создании завода во Вьетнаме по выпуску «ё-мобилей» мощностью 100 тыс. автомобилей в год.
Но все эти проекты пока также далеки от реальности, если учесть, что ни одного завода до сих пор открыто так и не было. Для этого нужны не только деньги, но и продукт, который можно было бы серийно изготовлять. Готового продукта тоже нет. Получается замкнутый круг.
«Отсрочки, скорее всего, обусловлены тем, что проект был сырой и непроработанный. Сейчас он проходит более детальную проработку, в процессе которой и выясняются недоработки, какие-то заказчики не способны выпускать необходимые комплектующие, и приходится искать новых», – считает Андрей Рожков.
«Все эти метания (повышение цены, смещение сроков и т.п.), скорее всего, говорят о том, что люди, его реализующие, просто не до конца понимали, с чем им придется столкнуться. Все-таки производство автомобилей – процесс довольно сложный. Или для них проект видится как пиар-мероприятие, чтобы постоянно быть на слуху и будоражить общество», – считает аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов.
О разработке проекта «народного гибрида» Михаил Прохоров заявил еще в начале 2010 года. В декабре 2010 года бизнесмен лично представил три действующих образца гибридного автомобиля, получившего название «ё-мобиль» – хэтчбэк, фургон и кросс-купе. «Онэксим» и «Яровит» владеют «Ё-авто» через люксембургскую City Car Investments. В середине 2011 года был заложен первый камень будущего завода в Санкт-Петербурге. Инвестиции в две очереди предприятия в СП оценивали в 260 млн евро.