Гибридный автомобиль «Класс В»
Разработка и описание структуры гибридного автотранспортного средства, в которой отражены все основные компоненты систем автомобиля и установлены взаимосвязи между ними.
Разработка и описание структуры гибридного автотранспортного средства, в которой отражены все основные компоненты систем автомобиля и установлены взаимосвязи между ними.
Выполненные работы по проекту «Класс В»
Разработка и описание структуры гибридного автотранспортного средства, в которой отражены все основные компоненты систем автомобиля и установлены взаимосвязи между ними.
Была разработана структурная схема АТС включающая все компоненты и взаимосвязь между ними, представлена в графическом виде (рис. 1).
Структура позволяет оценить функциональную целостность объекта, избегая, таким образом, возможной избыточности или недостаточности в количественном или качественном выборе различных элементов автомобиля, таких как блоки управления, датчики, исполнительные устройства и так далее.
Рис. 1) Структурная схема гибридного АТС.
Разработка алгоритмов
Разработка и описание алгоритмов для обеспечения движения гибридного автотранспортного средства класса В.
Для обеспечения движения и корректного функционирования всех систем был разработан основной алгоритм движения.
Алгоритм представляет собой замкнутую разветвленную цепь. При любом состоянии системы производится сбор данных с датчиков с последующей фильтрацией сигналов, вывод информации на панель приборов о текущем состоянии систем автомобиля, а также выполнение действий блока Диагностики и Безопасности. Последний имеет два выхода, один из которых соответствует критическому режиму работы систем автомобиля и возвращает к получению данных с датчиков.
При нормальном или аварийном режимах работы алгоритм проходит полный круг. Дальнейшие действия определяются наличием движения и его необходимостью. При прохождении полного круга осуществляется возврат к блоку получения данных.
Также были разработаны и описаны алгоритмы блоков, входящих в основной алгоритм движения, обеспечивающих безопасность, экологичность и экономию топлива.
Обзор и условия выполнения функций гибридного АТС.
В соответствии с заданием были описаны все функции гибридного АТС, обеспечивающие функциональные возможности автомобиля: режимы работы АТС с КЭУ, требуемые характеристики управления элементов силового привода, климатические режимы, автоматические режимы, безопасность и другие. Дано описание назначений функций и условие их выполнения.
Описание команд передаваемых между блоками управления.
Для качественной работы блоков управления в составе автомобиля, необходимо чтобы они взаимодействовали друг с другом. Взаимодействие блоков осуществляется с помощью CAN шины. При реализации данной задачи были описаны все команды блоков управления с уточнением требуемого времени выполнения команды и требуемой точности выполнения команды.
Разработка карт распределения требуемой мощности в режиме КЭУ между ДВС и электромашиной.
Для распределения требуемой мощности в режиме КЭУ была разработана карта, по которой определяется, какую часть от требуемой мощности необходимо в данный момент взять с ДВС и электромашины.
Карта распределения мощности для режима «КЭУ».
По карте в зависимости от требуемой мощности на колесе и степени заряда АКБ рассчитывается количество мощности, которую необходимо взять с ЭД и ДВС. Впоследствии взятые с карты значения корректируются с учетом температуры компонентов и количества топлива в баке с помощью соответствующих коэффициентов.
Карта удовлетворяет следующим условиям:
Создание математической модели гибридного АТС с целью изучения различных характеристик.
В соответствии с заданием была создана модель гибридного автомобиля, позволяющая воспроизводить его движение в различных условиях по различным ездовым циклам. Модель описывает движение автомобиля с комбинированной энергетической установкой параллельного типа.
Модель движения гибридного автомобиля представлена на рисунке выше. Она включает в себя:
На рисунке ниже представлен результат моделирования блока Driver. На верхнем графике синий линией обозначен заданный цикл, розовой – реальная скорость автомобиля, значения практически совпадают, что говорит об адекватности модели. На нижнем графике показано воздействие водителя на педали, положительная полуось отвечает за газ, отрицательная за тормоз.
На рисунке ниже изображена нагрузка на ДВС (верхний график), и ЭД (нижний график) при отработке данного цикла, которые рассчитываются в блоке управления ECU.